Педагогическая система М.Монтессори

Консультация для родителей «Педагогическая система М.Монтессори у Вас дома»

                                                                                       Подготовил:

воспитатель дошкольного

образования Сиинкуть В.Е

Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной!

Немного о том, кто такая Мария Монтессори. Это выдающийся теоретик и практик педагогики, первая итальянская женщина-врач, кандидат наук. В 1907 году она открыла в Риме свой «Дом ребенка», с которого и началась ее уникальная работа с детьми. Методика М. Монтессори – это талантливая и успешная попытка создания системы элементов самостоятельной жизни. Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь.

Как мы можем реализовать методику Монтессори в домашних условиях.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

  • Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пусть в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

  • Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины. В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

Дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться».

  • Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

  • Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

  • Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п. Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки, в четвертом – пазлы, в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже

  • Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

  • Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

  • Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества. Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярном обновлении материалов. Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свою систему Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори – это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

Педагогическая система Марии Монтессори 

Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от модели обучения «ребёнок делает по образцу». Дошкольная педагогика XXI столетия синтезирует главные идеи века предшествующего. Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.

Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей

В жизни каждой молодой мамы наступает момент, когда она задумывается: «Подать документы в детский сад или записать малыша в клуб раннего развития? Если выбрать садик, то с какой программой?» Детские образовательные центры и частные сады привлекают занятиями «Вместе с мамой» и курсами по развитию интеллекта (методика Николая Буракова, карточки Домана, кубики Зайцева, бережное развитие мыслительных способностей по системе Масару Ибуки). Сегодня рассмотрим подробно, как работают дошкольные учреждения по программе Монтессори, ведь российские мамы всё чаще доверяют им развитие малышей.

 

Монтессори-занятие

Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей

Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым поставили диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития. В начале ХХ века складывается воспитательная система Монтессори, в Италии открывается «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждаются во всей Европе, проникают в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века происходит переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.

«Дом детей», основанный Марией Монтессори в 1907 г. в Риме

Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы   по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

В монтессори-группе

Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития

В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.

<blockquote> <footer>

 

</footer> </blockquote>

В монтессори-садике

Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию

«Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори

  1. Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития.

  2. Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.

  3. Ребёнок учится через игру-работу.

  4. Ребёнок стремится быть независимым.

  5. Ребёнок проходит через определённые этапы развития.

Саморазвитие в монтессори-среде

Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем

Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.

Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?

Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В монтессори-группе детского сада воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами — рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.

Однажды подросший (4,5 года) сын автора этой статьи захотел приготовить пиццу. Первая мысль была: «Нет-нет-нет. Отмывать придётся и кухню, и ребёнка». Но следом пришла идея: постелили клеёнку на пол, полностью освободили кухонный стол (чтобы в конце готовки протереть его мог сам ребёнок), отмерили необходимые продукты по стаканам, мальчик надел детский фартук и косынку. А дальше — полная свобода кулинарного творчества и принятие ответственности за чистоту рабочего места маленьким поваром.

Занятие «Приготовление пищи»

Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования

В монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.

Сензитивные периоды развития

Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.

Монтессори-пространство «Каштан»

Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей

На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:

  • чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;

  • восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;

  • сенсорное развитие — 0–5,5 лет;

  • развитие движения и действий — 1–4 года;

  • развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;

  • восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.

Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.

Саморазвитие ребёнка в период сенсорного восприятия

Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики

Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.

Монтессори-упражнение

Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка

Принцип подготовленной среды

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.

Монтессори-класс

Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное

Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.

Помещение для монтессори-занятий

Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию

Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.

Детская комната

Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

 

  • Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
  • Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
  • Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.

Занятие в саду Монтессори

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

  1. Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
  2. Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
  3. Предоставление ребёнку свободы:
    • в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
    • времени и темпа работы;
    • места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
    • в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
    • ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
  4. Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

В садике Монтессори

Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период

Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.

<blockquote>

Для справки — по системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.

<footer>

 

</footer> </blockquote>

Самостоятельный выбор деятельности

Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем

Организация пространства в детском саду Монтессори

О внешней стороне подготовленной среде в монтессори-садике говорилось выше. Рассмотрим содержание предметного пространства.

Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

  1. Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).
  2. Сенсорика/развитие мелкой моторики.
  3. Математика.
  4. Языковое развитие.
  5. Естественно-научное/космическое развитие.
  6. Крупная моторика/двигательное развитие.

Зона УПЖ является наиболее важной для саморазвития детей раннего возраста. Здесь должны находиться настоящие предметы бытовой жизни (не игрушки, не бутафорские копии): сосуды, столовые приборы, полотенца, губки и тряпочки, мыло, неструктурированные вещества (соль, сахар, мука), продукты. В уголке жизненной практики дети учатся самообслуживанию: умыванию, уборке, мытью посуды и овощей/фруктов, приготовлению пищи. Для тренировки в самостоятельном одевании в зоне УПЖ имеются специальные тренажёры (рамки или бизиборды) с закреплёнными на них застёжками, пуговицами, липучками, шнурками.

Зона жизненной практики (УПЖ)

В зоне УПЖ ребёнок учится ухаживать за собой и окружающими предметами

В зоне сенсорного развития дети 1,5–5 лет совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами. Материалы сенсорного уголка учат ребёнка концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику — закрепляются навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем.

Перечень материалов сенсорной зоны:

  • для опредения величины предметов: башня из кубиков (розовая башня), набор цилиндров разного размера, коричневая лестница (из блоков), красная штанга, триномиальный куб;
    Розовая башня

    Занятия с кубиками формируют представление о величине предметов

  • для развития цветового восприятия: таблички разных цветов и оттенков;
    Цветные таблички

    Ребёнок развивает цветовое восприятие, занимаясь с карточками различных оттенков

  • для развития осязания: образцы тканей, шершавые таблички;
    Образцы тканей

    Ребёнок развивает тактильное чувство в зоне сенсорики

  • для развития слуха: звонки, шумовые коробочки и цилиндры;
    Шумовые цилиндры

    В зоне сенсорики развивается слуховое восприятие

  • для развития восприятия на ощупь (стереогностики): предметы различных геометрических форм и пропорций, «волшебный мешочек», сортеры;
    Волшебный мешочек

    Стереогностическое восприятие развивается через изучение предметов наощупь

  • для развития обоняния: коллекция запахов (баночки с отверстиями, содержащие различные пахучие вещества — кофейные зёрна, засушенные цветы, цедру лимона, ватки с эфирными маслами, можжевеловые бусины);
    Баночки с запахами

    Дети изучают коллекцию ароматов

  • для развития вкуса: баночки со съедобными наполнителями.
    Баночки с коллекцией вкусов

    Упражняясь, дети развивают вкусовое восприятие

Зона математики организуется в тесной взаимосвязи с зоной сенсорики. Начальные математические представления дети получают через изучение конкретных материалов (не абстрактных цифр и знаков):

  • веретёна: учат счёту в пределах десятка и способствуют формированию понятия «количество»;
    Коробочка с веретёнами

    Раскладывание веретён по секциям с цифрами тренирует у ребёнка счёт в пределах 10

  • красно-синие штанги: используются для обучения навыку простых вычислительных операций (сложение, вычитание, умножение, деление);
    Красно-синие штанги

    Материал учит первичным основам счёта и может быть использован для простейших арифметических действий

  • досочки Сегена: способствуют развитию представления о геометрических фигурах (доски с фигурками-вкладышами), обучению счёту (доски с цифрами);
    Доски Сегена

    Тренировка в счёте в пределах 100

  • золотые бусины: обучение счёты до ста, арифметическим действиям.
    Золотые бусины

    Эти материалы обеспечивают введение в понятие счёта, количества и основных математических функций

В уголке родного языка ребёнок пополняет активный словарный запас, пробует составлять небольшие рассказы. Зона языкового развития также организуется на материале, совершенствующего сенсорное восприятие: вырезанные из песчаной бумаги буквы, карточки с различной поверхностью с изображением букв и картинок для развития речевых способностей. Обучению письму способствуют рамки для штрихования и подвижный алфавит. Для обучения интуитивному чтению существует подборка коробочек с фигурками, таблички с подписями предметов в помещении, простые книжки.

Карточки с буквами

Изучение шероховатых карточек развивает сенсорное восприятие, знакомит ребёнка с контурами букв

Зона познания окружающего мира часто называется в монтессори-педагогике космической. Занятия в рамках изучения естественно-научной области строится по принципу «от конкретики к абстракции». Педагог демонстрирует какое-либо явление окружающего мира и даёт детям возможность самостоятельно сделать заключение об увиденном. Например, прикрепляет на географической карте фишки с изображением животных и растений, а дети делают вывод, какие представители флоры и фауны любят холодный климат, а какие из них теплолюбивы. В космической зоне воспитанники формируют представления о географии, зоологии и ботанике, космосе, о научных способах познания мира (опыты и эксперименты).

Космическая зона

Дети формируют представления об окружающем мире: климатических зонах, обитающих в них животных

Зона двигательной активности в монтессори-группе организуется на отдалении от других уголков развития, иногда — в смежном помещении. Здесь находится небольшой спортивный комплекс для развития крупной моторики и координации движений. Особенно важна зона физической активности для воспитанников с двигательными нарушениями. Дети тренируются в лазании, выполнении прыжков и качании, в удерживании равновесия.

Зона двигательной активности

Уголок для физических упражнений находится в отдалении от других зон развития и содержит оборудование для развития крупной моторики детей

Также в помещении группы организуются дополнительно зоны изобразительной деятельности и музыкального развития. Здесь дети развивают творческие способности, учатся выражать эмоции в образах продуктивного творчества (рисование, лепка, аппликация) и посредством музыкальных видов деятельности (в музицировании, танце, пении). Занятия в творческих зонах также строятся по принципу свободы выбора материалов и способов действия.

Зона творческой деятельности

Ребёнок свободен в самовыражении и создании художественных образов

Как видно, зоны развития по программе Монтессори похожи на уголки предметно-развивающей среды в традиционном детском саду. Есть общее и в материальном наполнении. Однако в монтессори-садике большее внимание уделяется развитию сенсорного восприятия воспитанников и действиям с конкретными материалами, даже при изучении абстрактных областей познания (таких как «грамота», «математика», «космос»).

Автор статьи пробовала самостоятельно заниматься с сыном при помощи досочек Гелена. Это удивительно и сначала вызывает лёгкий шок: как ребёнок пяти лет легко учится считать и выполнять сложение/вычитания в пределах сотни. И главное — процесс научения вызывал у него положительные эмоции, а полученные навыки счёта эффективно закреплялись. Тогда как занятия по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) в муниципальном садике не вызывали интереса и желания заниматься математикой.

Формы работы по программе Монтессори

Основные формы работы в детском саду Монтессори:

  1. Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в праве выбрать место, монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.
  2. Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей монтессори-педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.
  3. Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу в монтессори-группе. Ниже эта форма работы будет рассмотрена подробно.
  4. Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.
  5. Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.

Индивидуальное занятие

Педагог демонстрирует способ действия с триноминальным кубом

Занятие по программе Монтессори в детском саду

Педагогический процесс в монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг — это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы. Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости младших дошкольников к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:

  • Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии — она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.
  • «Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Простые: сесть так, как сидит педагог, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Пример, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.
  • Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.
  • Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др.), разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.

Утренний круг Монтессори

Круг Монтессори — уникальная форма взаимодействия в образовательном процессе, в которой воспитанники ощущают своё равенство и испытывают чувство единства

После проведения круга педагог сообщает или напоминает образовательную тему (она находит отражение во всех формах деятельности в течение 1–3 недель), дети по очереди покидают круг и выбирают материалы для свободных занятий. Самостоятельная деятельность заканчивается «рефлексивным кругом». В нём сохраняется движение по линии, может присутствовать «урок тишины», а обязательный элемент — высказывание впечатлений от занятий с монтессори-материалом. Дети по очереди делятся эмоциями и той информацией, которую им удалось узнать сегодня. В конце завершающего круга воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

Круг Монтессори

Круг — ежедневная коллективная форма работы в монтессори-группе

 

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

Элементы педагогической системы Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Уголок Монтессори

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Изображение

Выполняя действия с развивающими досками, ребёнок тренируется в совершенствовании навыка самообслуживания

Изображение

Карточки способствуют цветовому восприятию, могут быть использованы в речевых упражнениях

Изображение

Имитация дощечек Сегена пригодится в обучении счёту в пределах 100

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  2. Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  3. Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  4. В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  5. Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Материалы интернет-ресурса

19 заповедей Марии Монтессори

 

   Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но, если вдуматься в каждую из них, это многотомная мудрость в нескольких словах. Мы советует родителям хотя бы раз в год перечитывать этот список, и тогда взаимоотношения с вашими детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью.

  1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.
  3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
  4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
  5. Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.
  7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.
  8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.
  14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке так, что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
  19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.