Рекомендации родителям от педагогов

Памятка "Правильный режим в жизни ребенка"

Ровбо Н.М.,

воспитатель дошкольного

образования

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.

 

Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.            

Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.

Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус мышечной         системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.

Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания), кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.

Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы. Когда ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему как можно меньше.
Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, - все это имеет  большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры  или занятия.

Детям дошкольного возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и т.д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 мин, у детей 5-6 лет 30-40 мин. Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 мин делать перерыв. Остальное время предназначается для игр.

Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Вам надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его. Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы все игры и занятия проходили на свежем воздухе.

Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня; весной, осенью и зимой – по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень; зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.

Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой.

Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16—15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.

Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Дневной сон обязателен для детей раннего и дошкольного возраста.

После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10—15 мин отдыхают и затем ужинают.

Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.

Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ

Чагарова Е.С.,

воспитатель дошкольного образования

 Многодетность лежит в основе традиционного семейного уклада у многих национальностей. Большая семья — крепкая семья. Люди увереннее входят в самостоятельную жизнь, если знают, что им всегда есть к кому обратиться в трудную минуту. «Человек без братьев и сестер — одинокое дерево», — гласит старинная пословица.

В настоящее время существует немало семей, которые четко осознают нравственное семейное предназначение и, не боясь трудностей, вступают в статус «многодетная семья».

Главные достоинства воспитания ребёнка в многодетной семье

 

1. Дети из многодетных семей вырастают дружными.

В таких семьях дети привыкают заботиться друг о друге, проявляют уважение к интересам других, учитывают мнение окружающих. Когда-то старшему ребенку (первенцу) доставалась вся любовь и ласка в семье. Он рос единственным до появления второго ребенка. Родители всегда проявляют больше заботы о младших, но это не означает, что любят кого-то меньше. С появлением следующего ребенка, внимание снова переключается на младшего, и старший ребенок понимает, что причина этого в беспомощности малыша, а не в отсутствии любви. Старший ребенок уже переживал этот момент, такое поведение родителей его не удивляет, а значит, полностью отсутствует ревность, как это случается в семьях с двумя детьми. Напротив, в многодетной семье старшие дети помогают взрослым в заботе о младших, а это укрепляет братско-сестринские отношения.

2. Многодетные семьи более крепкие.

Родители в многодетной семье заняты важными делами — воспитанием детей. У них нет возможности на проявление негатива, так как необходимо ежедневно решать экономические, хозяйственные, психологические и другие проблемы. При этом важно принимать общее решение, так как оно затрагивает каждого человека. Общая ответственность за семью объединяет всех. По статистике разводы в многодетных семьях встречаются гораздо реже, чем в парах с 1–2 детьми.

Возможно, у родителей нет времени на удовлетворение личных интересов, но это только на начальном этапе становления семьи. Со временем в ежедневные дела будут вовлекаться дети, а значит, у родителей будет появляться свободное время. Да и отдыхать интереснее вместе с детьми, поэтому возникают целые семейные традиции, вырастающие из хобби родителей.

3. У детей из многодетных семей хорошо развита коммуникабельность.

С самого рождения дети в многодетных семьях включаются в большой поток общения. Поэтому они вырастают более коммуникабельными. Этот навык позволяет им быстро устанавливать социальные связи в повседневной жизни. А это поможет в карьере и будущей семейной жизни.

4. Дети из многодетных семей умеют распоряжаться деньгами.

В многодетной семье дети привыкают к экономии средств и с малых лет умеют правильно обращаться с деньгами. Они умеют отличать нужное от ненужного и хорошо разбираются в том, какую вещь следует купить, а без какой можно вполне обойтись. Когда же у детей появляется желание что-то иметь, то, приученные к труду, они находят способ заработать деньги самостоятельно. Впоследствии из детей, воспитанных в многодетных семьях, благодаря их экономности и ответственности, вырастают хорошие бизнесмены и предприниматели.

5. Высокая способность к адаптации и психологическая устойчивость.

Замечено, что дети из многодетных семей быстрее адаптируются к любой категории людей, так как с детства привыкли к принятию интересов и желаний окружающих. Кроме того, дети постоянно наблюдают действия родителей по предотвращению конфликтов разного рода, что позволяет им впитывать необходимые социальные навыки. Дети умеют воспринимать других детей такими, какие они есть, без стремления кого-то переделать. Они менее ранимы, более целеустремленны, и, как правило, достигают своих целей.

Трудности многодетной семьи

И все-таки жизнь многодетной семьи не настолько проста и безоблачна. Предупрежден — значит вооружен, и если в вашей семье больше двух детей, будьте готовы к некоторым сложностям, которые, впрочем, тоже можно превратить во благо.

  • Материальные сложности. Какие бы льготы не устанавливало правительство для многодетных семей, нужно признать, что расходов в таких семьях гораздо больше, чем в маленьких семьях. Родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить своим детям полноценную жизнь. В многодетных семьях многие вещи делают самостоятельно: выращивают овощи, содержат хозяйство, делают ремонт, шьют и т. д. Все это способствует экономии расходов, ну а дети привыкают к труду и самостоятельности. Родители могут быть уверены в том, что во взрослой жизни их сыновья и дочери не пропадут и точно найдут для себя занятие.
  • Дефицит внимания. Каждому ребенку иногда очень хочется побыть с мамой, рассказать какой-то особый секрет или просто пожаловаться. В многодетной семье это сделать почти невозможно. Малыши постоянно находятся в коллективе. А значит, кроме мамы, в процесс разговора обязательно вклинится кто-то из родных. Если родители допускают ошибки в воспитании, не замечая потребности во внимании, то возможны проблемы в поведении детей, поэтому иногда родителям нужно пытаться выделять время для общения с ребенком наедине. Сходите на небольшую прогулку сегодня с одним ребенком, завтра — с другим, послезавтра — с третьим. Это поможет избежать дефицита внимания и укрепит внутрисемейные связи.
  • Большая психологическая нагрузка. В многодетной семье дети рано переходят на следующий возрастной этап. Однако несоответствие социального развития возрасту несет в себе большую нагрузку на психику. У детей может рано развиться склонность к лидерству, стремление брать на себя лишнюю ответственность. При этом могут неправильно расставляться приоритеты. Например, важным становится забота о младшей сестре, а не учеба. И с одной стороны, это хорошо — дети, как уже было сказано выше, вырастают ответственными, а с другой — они теряют детство. Старайтесь сохранить это детство: играйте с детьми, дурачьтесь с ними, балуйтесь. Это не только разгрузит их психику, но и сделает семью еще более дружной.
  • Отсутствие личного пространства. Конечно, бывает, что у каждого ребенка в многодетной семье есть своя отдельная комната, но случается это редко. Чаще всего дети объединятся в комнаты по половому признаку. В любом случае, ребенок обделяется личным пространством, которое достаточно важно для полноценного развития. Пожалуй, решить эту проблему сложнее всего. Но зато у такой семьи всегда будет общая цель — иметь свой собственный большой дом.  

 

Многодетная семья — большой труд родителей: хозяйственный и психологический. Непросто уделять внимание каждому ребенку, уважать его как личность, замечать его проблемы, преодолевать трудности, обеспечивать материально. Но все эти шероховатости могут быть сглажены, когда в семье есть главное — любовь.

 

Консультация "Классическая музыка для детей"

Зубко Л.В.

музыкальный руководитель

 

 Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особую роль в музыкальном воспитании малыша играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем современные песни. Поэтому учить слушать и понимать классическую музыку следует с самого маленького возраста.

Музыка, которая окружает новорожденного, становится частью его мира. Пускай он еще не умеет слушать и чувствовать ноты, но уже старается воспринимать их. Звуки, словно солнечный свет, проникают в подсознание младенца и влияют на его состояние и настроение. Поэтому им следует уделять такое же внимание, как интерьеру комнаты или игрушкам.

Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир. Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

В возрасте четырех лет малыш уже способен слушать музыку более осмысленно, улавливать ритм, темп, поэтому искусству следует уделять больше времени. Объясните малышу, что такое мажорное и минорное звучание. В качестве примера минорной мелодии включите «Первую утрату» Шумана. Чтобы продемонстрировать мажорные интонации, поставьте «Итальянскую польку» Рахманинова.

После пяти лет смело расширяйте музыкальный репертуар для слушанья вашим ребенком, сделайте его более разнообразным. Выбирайте такую музыку, которая будет соответствовать эмоциональному настроению чада. Постепенно малыш привыкнет к хорошим музыкальным произведениям, начнет различать оттенки и красоту мелодий, благодаря чему его внутренний мир станет богаче. К тому же доказано, что восприятие классики благоприятно воздействует на организм детей.

Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии (мазурки Шопена, вальсы Штрауса). А «Итальянский концерт» Баха, «Симфония ля-минор» Бетховена уменьшат раздражительность и нервное возбуждение маленького слушателя. Отлично поднимают настроение произведения Моцарта и Чайковского, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Времена года» Вивальди, «Менуэт» Генделя, скрипичная музыка. Ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского) улучшат активность и жизненный тонус ребенка.

Высокая музыка поможет снять головную боль - «Сюита Маскарад» Хачатуряна, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; преодолеть бессонницу - «Грезы» Шумана, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Утро» Чайковского.

К «универсальным» классическим композиторам относятся Моцарт и Чайковский. Проста для восприятия и одновременно гармонична светлая музыка Моцарта, которого совершенно справедливо называют «солнечным» композитором, хотя в его творчестве достаточно и трагических произведений. Дети очень любят композиции этого австрийского композитора, особенно его «Маленькую ночную серенаду», Турецкий марш, арии из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро». Вполне возможно, что причина этому – создание Моцартом мелодий в юном возрасте, когда он сумел передать в музыке свое детское восприятие мира.

Редко оставляют детей равнодушными балеты Чайковского. Многие ребята любят слушать фрагменты из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спящей красавицы», которые захватывают дух и заставляют фантазировать, придумывая под музыку какие-то истории или совершая маленькие музыкальные путешествия. Замечательные композиции можно найти и у Баха, к примеру, «Шутка» (из Сюиты №2), божественная Ария (из Сюиты №3).

Подбор музыкального репертуара для своего ребенка не представляет особой проблемы, главное, чтобы в записи играли живые инструменты, звучала красивая мелодия, создающая светлый и позитивный настрой.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"

Заместитель заведующего по ОД

Ишкуло О.И.

    Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка.  И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

    Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая.  

    Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

    Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,  он научится взаимодействовать с другими детьми в игре,  или взрослыми.

     Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

     На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками.

     Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить,  или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. В 4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.

     Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.

      Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

       Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство  в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

      Для ребенка 6 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

      Таким образом, сюжетно - ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью,  готовой к решению жизненных ситуаций. 

 

 Консультация "Ребёнок и книга"

Заместитель заведующего по ОД

Ишкуло О.И.

Если у ребенка слезы и обиды
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там на экране
И добрей и лучше от него не станет.
И не пропустите в этой жизни мига.
Покажите детям, что такое КНИГА.

    Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» Шведская академия детской литературы выявила   семнадцать «зачем» нужны детские книжки:

1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать,  смеяться, злиться, сопереживать.  Книга может также  утешить или  подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3. Книги пробуждают  фантазию и учат нас мыслить образами.

4. Книги  вызывают  у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

5.  Книги способствуют  развитию  нашего  мышления. Из них мы узнаем новые  понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Книги  расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других   странах и народах,  о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

8. Книги побуждают нас задуматься о том,  где, правда, а  где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем  все  взаимосвязано.

10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон,  дают понять, что на  один вопрос может существовать  несколько ответов.

11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становиться терпимее, учится  преодолевать предрассудки.

13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать, где угодно и когда угодно. Даже если на  покупку книг не хватает денег, их можно взять в библиотеке бесплатно.

14. Книги являются  частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

15. Книги служат мостом между поколениями.  Хорошую  детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое  чтение приносит радость и детям и взрослым.

16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17. Книги для детей - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

 Нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его,воспитывает человечность. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Он рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет  прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка  в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

 В дошкольном возрасте дети знакомятся с белорусским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров  от колыбельных песенок,  потешек, сказок до легенд и сказаний, с белорусской и зарубежной классикой с произведениями В.Витка, Я Коласа, А. С. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака и многих других.

   У детей 2 – 3 лет преобладает наглядно – действенное мышление, поэтому дети  любят книги красочные,  с крупными картинками, предпочитают их рассматривать.

 В возрасте пяти лет  начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные  сказки с их чудесным вымыслом, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть иосмыслить их.

В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких  не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единствесодержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

  С раннего детства прививайте ребенку любовь к книге. Но помните, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

 

Памятка для родителей по развитию речи детей 

Заместитель заведующего по ОД

Ишкуло О.И.

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перезагружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должен соответствовать его возрасту.

2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ясно и четко.

3. Читайте выразительно, с интонацией. Если что-то непонятно в тексте, объясните своему ребенку.

4. Не разговаривайте так, как разговаривает ваш ребенок, не искажайте свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными словами - это тормозит речевое развитие ребенка.

5. Если у ребенка есть недостатки в речи своевременно устраняйте их. Не в коем случае не смейтесь над ребенком, просто тактично поправляйте его и покажите как надо произносить то или иное слово.

6. Если ребенок задал вам вопрос, старайтесь не оставлять его без ответа и не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.

7. Систематически включайте ребенку аудиозаписи с чтением сказок, потешек, стихов это тоже поможет развить речь вашего ребенка.

 

 

Консультация «Речевая среда дома»

                                                                                     Иванчик Н.В.,

воспитатель дошкольного образования

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени. Но обогащенная развивающая среда не только должна стимулировать интенсивное развитие ребенка, но должна быть гармоничной и естественной. Правильная развивающая среда — среда, которая способствует всестороннему развитию ребенка в процессе ее освоения.

 Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка практически без вашего участия. Как же организовать дома развивающую речевую среду. Не секрет, что специально организованные занятия для развития речевых навыков ребенка часто требуют достаточно серьезной подготовки, необходимости покупать или самостоятельно изготавливать дидактические пособия, книги, материалы и не всегда у мамы находится время и желание, чтобы организовывать специальные занятия.

Тем не менее, все мы понимаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы способствовать развитию речи ребенка, потому что в последнее время намечается очень серьезная тенденция к тому, что дети начинают говорить очень поздно, говорить неправильно. Одним из вариантов, как помочь ребенку в развитии его речевых навыков, не прибегая к каким-то специально занятиям, является создание дома правильно организованной развивающей речевой среды, то есть такой среды развития ребенка, которая сама по себе способствует, активизирует развитие речевых навыков вашего малыша.

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

1. Комната ребенка – развивающий речевой центр.

Необходимо превратить комнату ребенка,где он проводит больше всего времени, в такой развивающий центр для него. Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком.

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре.Это могут быть:

  • фотографии;
  • картинки;
  • игрушки;
  • фигурки;
  • статуэтки.

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам.

Очень полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку  в стихотворном формате, связанное с этим действием.

Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению текста.

 

4. Музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия.

Есть еще разнообразные музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия. Это тоже очень важно для развития речевых навыков. Помимо прослушивания разнообразной музыки не только детских песенок, но еще и классики, русской народной музыки и других направлений, полезно играть на разных музыкальных инструментах и вообще извлекать звуки из всего, что попадается под руку, и учить ребенка различать эти звуки.

5. Говорящие книжки и плакаты.

Также полезны говорящие книжки, говорящие плакаты, с которыми ребенок может достаточно долго заниматься самостоятельно, при этом увеличивая свой пассивный словарь.

6. Чтение.

Наиболее простой способ ввести занятия чтением и сделать их регулярными – это привязать их к какому-то ритуалу. Самый простейший ритуал – чтение перед сном.

Смотрите на вашего ребенка, как он реагирует, когда ему интересно просто посидеть рядом с вами и послушать сказку или стихи, или какое-то другое детское чтение. И обязательно подбирайте книги, которые соответствуют возрасту ребенка, чтобы он мог понимать и соотносить слова.

Конечно, иногда можно брать книги, рассчитанные на более старший возраст, с тем, чтобы ребенок просто прислушивался к мелодике речи, к ритму. Но именно для формирования понимания речи, для формирования пассивного словаря, полезнее все-таки делать акцент на текстовых произведениях, адаптированных для возраста ребенка или специально написанных для ребенка вашего возраста.

Основная задача формирования речевой среды дома – это:

  • побудить ребенка часто им много говорить;
  • побудить вас часто, много и грамотно говорить, для того чтобы ребенок постоянно слышал:
  • новые слова;
  • новые фразы;
  • воспринимал на слух различные грамматические конструкции;
  • слышал различные примеры интонационного оформления речевых высказываний.

Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи, потому что это будет способствовать формированию его собственных речевых навыков.