Консультации педагога - психолога

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Консультация для родителей на тему:

«Профилактика  жестокости и насилия в семье»

           Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.

Насилие – это система поведения, основанная на применении одним человеком различных форм принуждения с целью установления и сохранения власти и контроля над другим человеком.

Домашнее насилие – это всегда определенная система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, то есть систематические агрессивные и враждебные действия, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или даже смерть.

Насилие в семье может иметь различные векторы направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

         Насилие в семье - серьезная и распространенная проблема в мире. В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и   психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми. Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

 

        Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка.

       Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.  Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. 

Хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского:

«Ребёнок ненавидит того, кто бьёт».

Поэтому, будьте во всём образцом своим детям!

 

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Профилактика насилия и жестокости в семье:

виды насилия»

 Физическое насилие:

● пинок,

● шлепок,

● подзатыльник,

● удушение,

● плевки,

● избиение,

● причинение ожогов,

● укусы,

● убийство,

● толчки,

● щипки,

● предложения попробовать сигареты, алкоголь, наркотики.

Эмоционально-психологическое насилие:

● запугивание, угрожающие жесты,

● обман,

         ● неверие в твои силы, о чем тебе постоянно говорят,

         ● завышенные требования,

         ● сравнивание одного ребенка с другим,

         ● шантаж,

         ● оскорбление, унижение, 

         ● контроль над общением с друзьями,

         ● чтение личной переписки,

         ● насмешки,

         ● угрозы применить насилие по отношению к домашним животным,

         ● критика,

         ● игнорирование.

Сексуальное насилие:

● принуждение смотреть порнографические материалы,

● принуждение к половым отношениям с детьми,

● изнасилование,

● принуждение к занятию проституцией,

● предложение сняться в порнографическом фильме,

● предложение делать вещи, которые тебя смущают и пугают.

Экономическое насилие:

● утаивание доходов,

● запрет работать,

● отказ содержать детей,

● пренебрежение потребностями ребенка при покупке продуктов.

 

Консультация для законных представителей из серии

«Азбука психологических  знаний»: 

«Будем дружить! Или: Как избежать конфликта  

и наладить отношения с ребёнком»

Цель: познакомить родителей с основными правилами реагирования на возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать у ребенка, а также способами активного слушания ребёнка.

        Ваш ребенок – дошкольник уже  достаточно взрослый, чтобы разговаривать о своем неправильном поведении, поэтому  постарайтесь его выслушать. Попытайтесь понять, что он чувствует. Порой это довольно непросто. Ведь для этого нужно отложить в сторону все дела и уделить все свое внимание ребенку. Присядьте рядом с ребенком, чтобы быть с ним на одном уровне. Посмотрите ему в глаза. Не перебивайте ребенка, пока он говорит.  Дайте ему возможность высказаться, поведать вам о своих чувствах. Вы можете одобрять их или нет, но помните, что ребенок имеет право воспринимать все так, как он хочет. К чувствам у вас претензий нет. Неправильным может быть только поведение - то есть то, как ребенок выражает эти чувства. 

Научиться слушать не так-то просто!

Я хотела бы предложить краткий список того, на что родителям следует обратить особое внимание:

  • Сосредоточьте все свое внимание на ребенке.
  • Смотрите ребенку в глаза и по возможности сядьте так, чтобы находиться с ним на одном уровне.
  • Показывайте ребенку, что вы слушаете его.

Например, реагируйте на его слова: "а", "понятно", "ничего себе", "вот это да", "ага", "продолжай".

  • Покажите, что вы разделяете чувства ребенка и понимаете его. Например:

Ребенок (сердито): "Сегодня мальчик в садике забрал мой мяч!"

Родитель (понимающе): "Ты, наверно, очень рассердился! "

  • Повторяйте сказанное ребенком, как бы размышляя над его словами. Например:

Ребенок: "Мне не нравится в группе Лера, мне не нравится, как она со мной разговаривает". Родитель (размышляя): "Значит, тебе не очень нравится, как Лера с тобой разговаривает" Повторяя за ребенком, вы даете ему понять, что его слушают, понимают и с ним согласны. Таким образом, разговор становится более открытым, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и раскрепощеннее и охотнее делится своими мыслями и чувствами.

Внимательно слушая своего ребенка,  попытайтесь понять, не кроется ли за его неправильным поведением что-то более серьезное. Зачастую проявление непослушания - драки в детском саду или жестокое обращение с животными - это всего лишь проявление глубоко скрытых проблем. Дети, которые постоянно попадают в какие-то переделки и плохо себя ведут, на самом деле внутренне сильно переживают и нуждаются в особом внимании вас, родителей!

 

Консультация  для законных представителей воспитанников

младших групп на тему:

«Азбука психологических  знаний»: «Адаптация без слёз»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

       Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

•        четкий распорядок дня;

•        отсутствие родных рядом;

•        длительный контакт со сверстниками;

•        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

•        резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

•        особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. 

Адаптирующегося ребенка отличает:

•        преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

•        нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

•        утрата навыков самообслуживания;

•        нарушение сна;

•        снижение аппетита;

•        регрессия речи;

•        изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

•        снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Адаптирующегося родителя отличает:

•  повышенная тревожность;

•  обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

•  преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

•  повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

•  многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться?! Или, когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

•  легкую (15-30 дней);

•  среднюю (30-60 дней);

•  тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

В основом, большинство детей, поступивших в детский сад, переживают среднюю  адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

•  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

•  малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

•  ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

•  восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

•  нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

•  восстанавливается аппетит.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы: 

1.      Возраст;

2.      Состояние здоровья;

3.      Уровень развития навыков самообслуживания;

4.      Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5.      Сформированность предметной и игровой деятельности;

6.      Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

•      Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

•      Новый распорядок дня. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. 

•      Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

•      Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

<font color="#0000ff"> </font>

К сожалению, иногда взрослые могут совершать ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

•      Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

•      Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

•      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

•      Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

•      необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму дошкольного учреждения.

•      каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к детскому саду.

•      Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

•      В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности.

•      Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Рекомендуется:

•      как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

•      когда ребенок начинает весело говорить о дошкольном учреждении, пересказывать события, случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

И в заключение хотелось бы отметить: каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань»,  проведенное время в детском саду не покажется ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

 

Консультация на тему:

«Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации»

 

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"! Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и ясно должен понимать, куда он идет, зачем и на какое время. Ведь если он поймет, что вы его обманули в данном вопросе, то веру в то, что вы заберете его домой, он может также потерять. А боязнь остаться одному — один из самых серьезных детских страхов, ведущих к неприятным последствиям.

 2. Репетируем режим. Заблаговременно до начала посещения детского сада синхронизируйте распорядок дня ребенка с тем, который будет в дошкольном учреждении. Хотя бы приблизительно: пусть он пробует кушать в одно и то же время сам, соблюдать режим дневного сна также желательно.

3. Опасения, высказанные ребенку, - не лучший вариант при адаптации к детскому саду. Все тревоги и сомнения держите при себе, а они обязательно будут - это естественно. Не говорите о них ребенку и около ребенка с воспитателем или еще кем-либо. Если ребенок почувствует хоть малую толику ваших колебаний и опасений, никакие уговоры результатов не принесут.

4. Шаг за шагом. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два-три часа. Недопустимо "бросать" малыша сразу на весь день в саду. Есть, конечно, исключения, но основная часть детей лучше адаптируется именно благодаря методу постепенной адаптации.

5. Доверие и ласка. Расставаясь на день, обязательно заверьте ребенка в том, что вы непременно придете за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите. Убедитесь в том, что он вас не только слушал, но и услышал!

6. Долгие проводы - лишние слезы. Прощайтесь с ребенком легко и, главное, быстро. Не затягивайте с этим процессом и не делайте из него ритуал. Длительное прощание с обеспокоенным выражением лица не вызовет у ребенка ничего иного, как тревогу и панику.  

7. Частичку домашнего тепла - с собой. Сообщите воспитателю ласкательное имя вашего ребенка, расскажите о его привычках из домашней жизни. Пусть малыш возьмет с собой любимую игрушку в детский сад. Эти мелочи иногда играют большую роль в нелегком для ребенка процессе привыкания к чему-то новому и серьезному для его детского восприятия мира.

8. Если ассоциации, то только положительные. Плановые прививки, посещение стоматолога и другие не очень приятные медицинские процедуры, травмирующие детскую психику, отложите до лучших времен. Период адаптации к детскому саду - не лучшее время для данных мероприятий

9. Будьте снисходительны. Плохое поведение и капризы - это, зачастую, издержки процесса адаптации. Нужно понимать, что капризничает и упрямится вовсе не ребенок, а его подсознательное неприятие ситуации. Это временно.

10. Праздники ничто, режим - все! Выходные и праздничные - не повод отказа от распорядка детского сада.

11. Детский сад - это не наказание, а радость общения и новые открытия. Ни в коем случае не говорите ребенку ничего типа "не будешь слушаться, отведу тебя в детский сад".

 12. В детский сад, как на праздник! Устройте ребенку настоящий праздник в день первого посещения детского сада. Пусть почувствует всю значимость события!

 

 Консультация на тему:

«Влияние стилей семейного воспитания на успешность адаптации»

(младший дошкольный возраст

    Цель: способствовать расширению компетентности законных представителей в вопросах адаптации детей к дошкольному учреждению. Познакомить родителей с возможными примерными сроками адаптации воспитанников к детскому саду, а также стилями родительского поведения, наиболее благоприятными для адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    Одним из самых важных моментов в жизни ребенка является переход из семьи в детский сад. Причинами ухудшения физиологического и психического здоровья может быть нарушение социальных отношений ребенка с окружающим миром. На данном этапе огромное значение имеет роль семьи и существующей в ней системы воспитания на развитие личности ребенка.

Семья для ребенка – это целый мир, в котором он приобретает первичные базовые навыки коммуникации, межличностных отношений, эмоциональных связей. В семье ребенок учится любить, радоваться, ненавидеть, делать первые открытия и многое другое. В процессе привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения большое значение имеет комплексный подход педагогов и родителей, влияющих на скорость и качество адаптации.

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Средний срок этого периода в норме составляет: для детей 1-3 лет - 7-10 дней; с 3 до 5 лет - 2-3 недели; с 5 до 7 лет - 1 месяц.

Различают также тяжесть течения адаптационного периода:

- легкая адаптация — проходит в течение 10—15 дней, настроение ребенка устойчивое, аппетит в норме, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести — проходит в течение месяца, сопровождается кратковременными заболеваниями, может отсутствовать аппетит, так же имеются признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация (дезадаптация) длится от 2 до 6 месяцев, ребенок болеет чаще обычного, теряет приобретенные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При данном типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к социальной среде месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Различные стили семейного воспитания могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. В каждой семье, порой не осознанно, выстраивается своя система семейного воспитания.

На сегодняшний день самым распространенным в психологии и педагогике является деление на три стиля детско-родительских отношений:

1. Демократический

2. Либерально - попустительский

3. Авторитарный.

Авторитарный стиль - подразумевает диктат, при котором взрослый устанавливает свои правила; преобладает принуждение,  насилие и приказ. Ребенок становится грубым, обманывает, проявляет агрессию, порой даже ненависть. Авторитарный стиль воспитания в семье способствует пассивному принятию господствующего порядка родителей, либо проявлению агрессии у ребенка, негативно отражается на развитии самооценки и личности ребенка в целом. Такой стиль воспитания будет отрицательно воздействовать на способности ребенка к адаптации.

Либерально-попустительский стиль воспитания предполагает отсутствие требований и правил, которое дезориентирует ребенка в мире, делает его неуверенным и тревожным. Данный стиль семейного воспитания также негативно сказывается на формировании навыков общения и личности ребенка. Такой стиль воспитания будет существенно снижать адаптационные возможности.

Демократический стиль способствует поддержанию нормальных взаимоотношений с детьми, а так же формирует у них качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, активность. Воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально. Таким образом, этот стиль воспитания в семье помогает развитию социально значимых качеств личности ребенка, способствующих лучшей адаптации в социуме.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Указанные типы воспитания детей в семье (кроме демократического стиля) не будут способствовать формированию у ребенка таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность,  тем самым снижая его способность адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу (в первую очередь, к детскому саду).

Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения родителям необходимо понимать, что правильно выстроенные отношения с ребенком помогут ему быстрее пройти фазу острого стресса, связанного с привыканием к новым условиям. Постарайтесь до поступления в дошкольное учреждение обучить малыша базовым навыкам самообслуживания; прививайте ему положительный образ детского сада, основываясь на собственном опыте; установите тесный контакт с педагогами, ведь вы нацелены на общий результат; ограничьте ритуал прощания, так же не старайтесь опередить процесс адаптации оставляя ребенка на целый день в начале привыкания; избегайте гиперопеки и не тревожьтесь сами (дети очень хорошо умеют считывать эмоции взрослых, ведь если маме страшно и тревожно, то и мне есть чего опасаться).

Родителям важно помнить, что в дошкольном учреждении используется комплексный подход (психолого-медико-педагогическое сопровождение) к процессу социальной адаптации. Для оптимизации данного процесса необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Выполняя рекомендации педагогов и подобрав правильный стиль семейного воспитания в вашей семье, процесс социальной адаптации, с наибольшей вероятностью, пройдет с наименьшими переживаниями для вас и вашего ребенка.

 

 

 

 

Консультация  на тему:

«Безопасность ребёнка в сети Интернет»

   Цель: оказание помощи родителям в безопасном общении детей в сети Интернет.

Задачи:

-  познакомить  родителей  с  угрозами,  с  которыми  дети  могут  столкнуться  в Интернете;

-  познакомить  родителей  с  советами  специалистов  по  общению  детей  с Интернетом;

- побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;      

      Интернет в жизни ребенка - это хорошо или плохо? На этот и другие вопросы я постараюсь сегодня дать ответы.

          Вспомните  свое  детство.  Какие  главные  развлечения  у  вас  всплывают  в памяти?  Какими  играми  Вы  были  увлечены?  Как  организовывали  свободное время?   Игры  Вашего  детства  были  немного  иными,  чем  игры ваших детей. «Салки», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных  книг также позволяло с пользой провести свободное время.  Современные  дети  совсем  по-другому  смотрят  на  организацию  досуга. Сегодня  главное  развлечение  для  ребенка  –  компьютер. Кажется, они  «уже рождаются  с  умением  пользоваться  компьютером».  С  одной  стороны,  это хорошо:  виртуальный  мир  сегодня  оказался,  по  сути,  главным  источником информации,  не  нужно  идти  в  библиотеку,  стоять  перед  полками  в  магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Обилие сайтов в Интернете, огромное количество видео-  и  аудиопродукции  …  .  Вся  эта  информация  становится  неотъемлемой частью  нашего  бытия.  К  пяти-шести  годам  среднестатистический   ребенок начинает осваивать компьютер. Компьютерные игры, которые Вы ему покупаете,  носят,  по  уверению  продавцов,  «развивающий  характер». Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь  тайны  устного  счета,  познакомиться  с  другими  странами  и континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно быстро  осваивают  компьютерную  технику:  не  проходит  и  двух  месяцев,  как ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. 

Современные  медиа  оказывают  существенное  воздействие  на  здоровье, развитие  и  эмоциональное  состояние  современных  детей.  Многочисленные исследования  свидетельствуют  о  том,  что  чрезмерное  увлечение  общением  со средствами  массовой  коммуникации  крайне  негативно  сказывается  на  зрении, психологическом  и  физическом  состоянии  дошкольников.  Именно  родители являются  первыми  проводниками  ребенка  в  мир  медиа,  и  могут  оказать  ему действенную  помощь  в  отборе,  полноценном  восприятии  медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации, в т.ч. и сети Интернет.  Если  ваши  дети  начинают  пользоваться  Интернетом,  вы,  без  сомнения, должны беспокоиться о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать их в путешествии по этому океану информации. Стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна.

Можно назвать несколько серьезных угроз, которые он в себя заключает:

• нежелательное содержание;

• азартные игры;

• вредоносные и нежелательные программы;

• мошенники, хакеры;

• интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности);

• интернет-хулиганы.

Что такое семейное соглашение о работе в Интернет?

Если ваши дети заходят в Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение  по  использованию  Интернет.  Учтите,  что  в  нем  вы  должны однозначно  описать  права  и  обязанности  каждого  члена  вашей  семьи.  Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: 

• какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;

• сколько времени дети могут проводить в Интернет;

• что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;

• как следить за безопасностью.

Не  забудьте,  что  формально  составленное  соглашение  не  будет выполняться!

Регулярно,  по  мере  необходимости,  вносите  изменения  в  данное соглашение.  Не  забывайте,  что  вы должны проверять  выполнение  соглашения вашими детьми.

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Продуктивные способы воспитания:

поощрять или наказывать»

      Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения   ребенка:
• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.
             Какой же из этих способов воспитания эффективней?
Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.
         Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию.
           Как правильно выдвигать свои требования и запреты? 
необходимо стараться  следовать следующим правилам:

  • Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.
  • Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
    Не давайте неясных и уклончивых указаний.
  • Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.
  • Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

 

Консультация для родителей из серии «Психология в вопросах»:

на тему: «Старший и младший в семье: дружим или конфликтуем?»

(старший дошкольный возраст)

Цель: расширить представления родителей об особенностях воспитания детей в семье,  раскрыть факторы возможных  сибс – конфликтов в семье и приемы выхода из них.

        Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший. Старший ребенок более зависим от матери, чем младший. Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка. Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него упрямства. Порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспитания детей:

  • Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания
  • Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.
  • Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.
  • В  отношении младших дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
  • При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.   
  • Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.
  • У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не нужным».
  • Родители более строги со старшими детьми, при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований.

Отношения между родителями также зависят от количества детей в семье и их пола:

  • Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероятно, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.
  • Родители двоих детей менее раздражительны, чем родители единственных детей.
  • В семьях, где воспитываются мальчики, доминирование (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки. 

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремятся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психическом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей. Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел,  скорее заговорил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может привести ускорение развития. 

Наиболее критичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период  у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Факторы сибс-конфликтов:

  1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте старший ребенок зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. 
  2. Поступки старшего ребенка оцениваются негативно, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления агрессии, направленной на себя. Например, мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки — страстью к выдергиванию волос. Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители обратили на него внимание (стали водить сына к врачам и беспокоиться о его здоровье). 
  3. Особенностью отношения родителей к старшему ребенку при сибс-конфликте является непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня 6 лет разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хорошо, Аня». А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!» 
  4. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоционально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и соматически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Консультация для родителей на тему:

«Профилактика  жестокости и насилия в семье»

           Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.

Насилие – это система поведения, основанная на применении одним человеком различных форм принуждения с целью установления и сохранения власти и контроля над другим человеком.

Домашнее насилие – это всегда определенная система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, то есть систематические агрессивные и враждебные действия, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или даже смерть.

Насилие в семье может иметь различные векторы направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

         Насилие в семье - серьезная и распространенная проблема в мире. В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и   психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми. Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

 

        Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка.

       Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.  Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. 

Хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского:

«Ребёнок ненавидит того, кто бьёт».

Поэтому, будьте во всём образцом своим детям!

 

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Профилактика насилия и жестокости в семье:

виды насилия»

 Физическое насилие:

● пинок,

● шлепок,

● подзатыльник,

● удушение,

● плевки,

● избиение,

● причинение ожогов,

● укусы,

● убийство,

● толчки,

● щипки,

● предложения попробовать сигареты, алкоголь, наркотики.

Эмоционально-психологическое насилие:

● запугивание, угрожающие жесты,

● обман,

         ● неверие в твои силы, о чем тебе постоянно говорят,

         ● завышенные требования,

         ● сравнивание одного ребенка с другим,

         ● шантаж,

         ● оскорбление, унижение, 

         ● контроль над общением с друзьями,

         ● чтение личной переписки,

         ● насмешки,

         ● угрозы применить насилие по отношению к домашним животным,

         ● критика,

         ● игнорирование.

Сексуальное насилие:

● принуждение смотреть порнографические материалы,

● принуждение к половым отношениям с детьми,

● изнасилование,

● принуждение к занятию проституцией,

● предложение сняться в порнографическом фильме,

● предложение делать вещи, которые тебя смущают и пугают.

Экономическое насилие:

● утаивание доходов,

● запрет работать,

● отказ содержать детей,

● пренебрежение потребностями ребенка при покупке продуктов.

 

Консультация для законных представителей из серии

«Азбука психологических  знаний»: 

«Будем дружить! Или: Как избежать конфликта  

и наладить отношения с ребёнком»

Цель: познакомить родителей с основными правилами реагирования на возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать у ребенка, а также способами активного слушания ребёнка.

        Ваш ребенок – дошкольник уже  достаточно взрослый, чтобы разговаривать о своем неправильном поведении, поэтому  постарайтесь его выслушать. Попытайтесь понять, что он чувствует. Порой это довольно непросто. Ведь для этого нужно отложить в сторону все дела и уделить все свое внимание ребенку. Присядьте рядом с ребенком, чтобы быть с ним на одном уровне. Посмотрите ему в глаза. Не перебивайте ребенка, пока он говорит.  Дайте ему возможность высказаться, поведать вам о своих чувствах. Вы можете одобрять их или нет, но помните, что ребенок имеет право воспринимать все так, как он хочет. К чувствам у вас претензий нет. Неправильным может быть только поведение - то есть то, как ребенок выражает эти чувства. 

Научиться слушать не так-то просто!

Я хотела бы предложить краткий список того, на что родителям следует обратить особое внимание:

  • Сосредоточьте все свое внимание на ребенке.
  • Смотрите ребенку в глаза и по возможности сядьте так, чтобы находиться с ним на одном уровне.
  • Показывайте ребенку, что вы слушаете его.

Например, реагируйте на его слова: "а", "понятно", "ничего себе", "вот это да", "ага", "продолжай".

  • Покажите, что вы разделяете чувства ребенка и понимаете его. Например:

Ребенок (сердито): "Сегодня мальчик в садике забрал мой мяч!"

Родитель (понимающе): "Ты, наверно, очень рассердился! "

  • Повторяйте сказанное ребенком, как бы размышляя над его словами. Например:

Ребенок: "Мне не нравится в группе Лера, мне не нравится, как она со мной разговаривает". Родитель (размышляя): "Значит, тебе не очень нравится, как Лера с тобой разговаривает" Повторяя за ребенком, вы даете ему понять, что его слушают, понимают и с ним согласны. Таким образом, разговор становится более открытым, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и раскрепощеннее и охотнее делится своими мыслями и чувствами.

Внимательно слушая своего ребенка,  попытайтесь понять, не кроется ли за его неправильным поведением что-то более серьезное. Зачастую проявление непослушания - драки в детском саду или жестокое обращение с животными - это всего лишь проявление глубоко скрытых проблем. Дети, которые постоянно попадают в какие-то переделки и плохо себя ведут, на самом деле внутренне сильно переживают и нуждаются в особом внимании вас, родителей!

 

Консультация  для законных представителей воспитанников

младших групп на тему:

«Азбука психологических  знаний»: «Адаптация без слёз»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

       Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

•        четкий распорядок дня;

•        отсутствие родных рядом;

•        длительный контакт со сверстниками;

•        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

•        резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

•        особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. 

Адаптирующегося ребенка отличает:

•        преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

•        нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

•        утрата навыков самообслуживания;

•        нарушение сна;

•        снижение аппетита;

•        регрессия речи;

•        изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

•        снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Адаптирующегося родителя отличает:

•  повышенная тревожность;

•  обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

•  преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

•  повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

•  многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться?! Или, когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

•  легкую (15-30 дней);

•  среднюю (30-60 дней);

•  тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

В основом, большинство детей, поступивших в детский сад, переживают среднюю  адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

•  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

•  малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

•  ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

•  восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

•  нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

•  восстанавливается аппетит.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы: 

1.      Возраст;

2.      Состояние здоровья;

3.      Уровень развития навыков самообслуживания;

4.      Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5.      Сформированность предметной и игровой деятельности;

6.      Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

•      Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

•      Новый распорядок дня. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. 

•      Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

•      Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

<font color="#0000ff"> </font>

К сожалению, иногда взрослые могут совершать ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

•      Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

•      Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

•      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

•      Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

•      необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму дошкольного учреждения.

•      каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к детскому саду.

•      Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

•      В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности.

•      Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Рекомендуется:

•      как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

•      когда ребенок начинает весело говорить о дошкольном учреждении, пересказывать события, случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

И в заключение хотелось бы отметить: каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань»,  проведенное время в детском саду не покажется ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

 

Консультация на тему:

«Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации»

 

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"! Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и ясно должен понимать, куда он идет, зачем и на какое время. Ведь если он поймет, что вы его обманули в данном вопросе, то веру в то, что вы заберете его домой, он может также потерять. А боязнь остаться одному — один из самых серьезных детских страхов, ведущих к неприятным последствиям.

 2. Репетируем режим. Заблаговременно до начала посещения детского сада синхронизируйте распорядок дня ребенка с тем, который будет в дошкольном учреждении. Хотя бы приблизительно: пусть он пробует кушать в одно и то же время сам, соблюдать режим дневного сна также желательно.

3. Опасения, высказанные ребенку, - не лучший вариант при адаптации к детскому саду. Все тревоги и сомнения держите при себе, а они обязательно будут - это естественно. Не говорите о них ребенку и около ребенка с воспитателем или еще кем-либо. Если ребенок почувствует хоть малую толику ваших колебаний и опасений, никакие уговоры результатов не принесут.

4. Шаг за шагом. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два-три часа. Недопустимо "бросать" малыша сразу на весь день в саду. Есть, конечно, исключения, но основная часть детей лучше адаптируется именно благодаря методу постепенной адаптации.

5. Доверие и ласка. Расставаясь на день, обязательно заверьте ребенка в том, что вы непременно придете за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите. Убедитесь в том, что он вас не только слушал, но и услышал!

6. Долгие проводы - лишние слезы. Прощайтесь с ребенком легко и, главное, быстро. Не затягивайте с этим процессом и не делайте из него ритуал. Длительное прощание с обеспокоенным выражением лица не вызовет у ребенка ничего иного, как тревогу и панику.  

7. Частичку домашнего тепла - с собой. Сообщите воспитателю ласкательное имя вашего ребенка, расскажите о его привычках из домашней жизни. Пусть малыш возьмет с собой любимую игрушку в детский сад. Эти мелочи иногда играют большую роль в нелегком для ребенка процессе привыкания к чему-то новому и серьезному для его детского восприятия мира.

8. Если ассоциации, то только положительные. Плановые прививки, посещение стоматолога и другие не очень приятные медицинские процедуры, травмирующие детскую психику, отложите до лучших времен. Период адаптации к детскому саду - не лучшее время для данных мероприятий

9. Будьте снисходительны. Плохое поведение и капризы - это, зачастую, издержки процесса адаптации. Нужно понимать, что капризничает и упрямится вовсе не ребенок, а его подсознательное неприятие ситуации. Это временно.

10. Праздники ничто, режим - все! Выходные и праздничные - не повод отказа от распорядка детского сада.

11. Детский сад - это не наказание, а радость общения и новые открытия. Ни в коем случае не говорите ребенку ничего типа "не будешь слушаться, отведу тебя в детский сад".

 12. В детский сад, как на праздник! Устройте ребенку настоящий праздник в день первого посещения детского сада. Пусть почувствует всю значимость события!

 

 Консультация на тему:

«Влияние стилей семейного воспитания на успешность адаптации»

(младший дошкольный возраст

    Цель: способствовать расширению компетентности законных представителей в вопросах адаптации детей к дошкольному учреждению. Познакомить родителей с возможными примерными сроками адаптации воспитанников к детскому саду, а также стилями родительского поведения, наиболее благоприятными для адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    Одним из самых важных моментов в жизни ребенка является переход из семьи в детский сад. Причинами ухудшения физиологического и психического здоровья может быть нарушение социальных отношений ребенка с окружающим миром. На данном этапе огромное значение имеет роль семьи и существующей в ней системы воспитания на развитие личности ребенка.

Семья для ребенка – это целый мир, в котором он приобретает первичные базовые навыки коммуникации, межличностных отношений, эмоциональных связей. В семье ребенок учится любить, радоваться, ненавидеть, делать первые открытия и многое другое. В процессе привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения большое значение имеет комплексный подход педагогов и родителей, влияющих на скорость и качество адаптации.

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Средний срок этого периода в норме составляет: для детей 1-3 лет - 7-10 дней; с 3 до 5 лет - 2-3 недели; с 5 до 7 лет - 1 месяц.

Различают также тяжесть течения адаптационного периода:

- легкая адаптация — проходит в течение 10—15 дней, настроение ребенка устойчивое, аппетит в норме, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести — проходит в течение месяца, сопровождается кратковременными заболеваниями, может отсутствовать аппетит, так же имеются признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация (дезадаптация) длится от 2 до 6 месяцев, ребенок болеет чаще обычного, теряет приобретенные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При данном типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к социальной среде месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Различные стили семейного воспитания могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. В каждой семье, порой не осознанно, выстраивается своя система семейного воспитания.

На сегодняшний день самым распространенным в психологии и педагогике является деление на три стиля детско-родительских отношений:

1. Демократический

2. Либерально - попустительский

3. Авторитарный.

Авторитарный стиль - подразумевает диктат, при котором взрослый устанавливает свои правила; преобладает принуждение,  насилие и приказ. Ребенок становится грубым, обманывает, проявляет агрессию, порой даже ненависть. Авторитарный стиль воспитания в семье способствует пассивному принятию господствующего порядка родителей, либо проявлению агрессии у ребенка, негативно отражается на развитии самооценки и личности ребенка в целом. Такой стиль воспитания будет отрицательно воздействовать на способности ребенка к адаптации.

Либерально-попустительский стиль воспитания предполагает отсутствие требований и правил, которое дезориентирует ребенка в мире, делает его неуверенным и тревожным. Данный стиль семейного воспитания также негативно сказывается на формировании навыков общения и личности ребенка. Такой стиль воспитания будет существенно снижать адаптационные возможности.

Демократический стиль способствует поддержанию нормальных взаимоотношений с детьми, а так же формирует у них качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, активность. Воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально. Таким образом, этот стиль воспитания в семье помогает развитию социально значимых качеств личности ребенка, способствующих лучшей адаптации в социуме.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Указанные типы воспитания детей в семье (кроме демократического стиля) не будут способствовать формированию у ребенка таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность,  тем самым снижая его способность адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу (в первую очередь, к детскому саду).

Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения родителям необходимо понимать, что правильно выстроенные отношения с ребенком помогут ему быстрее пройти фазу острого стресса, связанного с привыканием к новым условиям. Постарайтесь до поступления в дошкольное учреждение обучить малыша базовым навыкам самообслуживания; прививайте ему положительный образ детского сада, основываясь на собственном опыте; установите тесный контакт с педагогами, ведь вы нацелены на общий результат; ограничьте ритуал прощания, так же не старайтесь опередить процесс адаптации оставляя ребенка на целый день в начале привыкания; избегайте гиперопеки и не тревожьтесь сами (дети очень хорошо умеют считывать эмоции взрослых, ведь если маме страшно и тревожно, то и мне есть чего опасаться).

Родителям важно помнить, что в дошкольном учреждении используется комплексный подход (психолого-медико-педагогическое сопровождение) к процессу социальной адаптации. Для оптимизации данного процесса необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Выполняя рекомендации педагогов и подобрав правильный стиль семейного воспитания в вашей семье, процесс социальной адаптации, с наибольшей вероятностью, пройдет с наименьшими переживаниями для вас и вашего ребенка.

 

 

 

 

Консультация  на тему:

«Безопасность ребёнка в сети Интернет»

   Цель: оказание помощи родителям в безопасном общении детей в сети Интернет.

Задачи:

-  познакомить  родителей  с  угрозами,  с  которыми  дети  могут  столкнуться  в Интернете;

-  познакомить  родителей  с  советами  специалистов  по  общению  детей  с Интернетом;

- побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;      

      Интернет в жизни ребенка - это хорошо или плохо? На этот и другие вопросы я постараюсь сегодня дать ответы.

          Вспомните  свое  детство.  Какие  главные  развлечения  у  вас  всплывают  в памяти?  Какими  играми  Вы  были  увлечены?  Как  организовывали  свободное время?   Игры  Вашего  детства  были  немного  иными,  чем  игры ваших детей. «Салки», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных  книг также позволяло с пользой провести свободное время.  Современные  дети  совсем  по-другому  смотрят  на  организацию  досуга. Сегодня  главное  развлечение  для  ребенка  –  компьютер. Кажется, они  «уже рождаются  с  умением  пользоваться  компьютером».  С  одной  стороны,  это хорошо:  виртуальный  мир  сегодня  оказался,  по  сути,  главным  источником информации,  не  нужно  идти  в  библиотеку,  стоять  перед  полками  в  магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Обилие сайтов в Интернете, огромное количество видео-  и  аудиопродукции  …  .  Вся  эта  информация  становится  неотъемлемой частью  нашего  бытия.  К  пяти-шести  годам  среднестатистический   ребенок начинает осваивать компьютер. Компьютерные игры, которые Вы ему покупаете,  носят,  по  уверению  продавцов,  «развивающий  характер». Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь  тайны  устного  счета,  познакомиться  с  другими  странами  и континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно быстро  осваивают  компьютерную  технику:  не  проходит  и  двух  месяцев,  как ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. 

Современные  медиа  оказывают  существенное  воздействие  на  здоровье, развитие  и  эмоциональное  состояние  современных  детей.  Многочисленные исследования  свидетельствуют  о  том,  что  чрезмерное  увлечение  общением  со средствами  массовой  коммуникации  крайне  негативно  сказывается  на  зрении, психологическом  и  физическом  состоянии  дошкольников.  Именно  родители являются  первыми  проводниками  ребенка  в  мир  медиа,  и  могут  оказать  ему действенную  помощь  в  отборе,  полноценном  восприятии  медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации, в т.ч. и сети Интернет.  Если  ваши  дети  начинают  пользоваться  Интернетом,  вы,  без  сомнения, должны беспокоиться о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать их в путешествии по этому океану информации. Стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна.

Можно назвать несколько серьезных угроз, которые он в себя заключает:

• нежелательное содержание;

• азартные игры;

• вредоносные и нежелательные программы;

• мошенники, хакеры;

• интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности);

• интернет-хулиганы.

Что такое семейное соглашение о работе в Интернет?

Если ваши дети заходят в Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение  по  использованию  Интернет.  Учтите,  что  в  нем  вы  должны однозначно  описать  права  и  обязанности  каждого  члена  вашей  семьи.  Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: 

• какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;

• сколько времени дети могут проводить в Интернет;

• что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;

• как следить за безопасностью.

Не  забудьте,  что  формально  составленное  соглашение  не  будет выполняться!

Регулярно,  по  мере  необходимости,  вносите  изменения  в  данное соглашение.  Не  забывайте,  что  вы должны проверять  выполнение  соглашения вашими детьми.

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Продуктивные способы воспитания:

поощрять или наказывать»

      Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения   ребенка:
• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.
             Какой же из этих способов воспитания эффективней?
Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.
         Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию.
           Как правильно выдвигать свои требования и запреты? 
необходимо стараться  следовать следующим правилам:

  • Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.
  • Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
    Не давайте неясных и уклончивых указаний.
  • Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.
  • Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

 

Консультация для родителей из серии «Психология в вопросах»:

на тему: «Старший и младший в семье: дружим или конфликтуем?»

(старший дошкольный возраст)

Цель: расширить представления родителей об особенностях воспитания детей в семье,  раскрыть факторы возможных  сибс – конфликтов в семье и приемы выхода из них.

        Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший. Старший ребенок более зависим от матери, чем младший. Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка. Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него упрямства. Порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспитания детей:

  • Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания
  • Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.
  • Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.
  • В  отношении младших дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
  • При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.   
  • Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.
  • У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не нужным».
  • Родители более строги со старшими детьми, при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований.

Отношения между родителями также зависят от количества детей в семье и их пола:

  • Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероятно, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.
  • Родители двоих детей менее раздражительны, чем родители единственных детей.
  • В семьях, где воспитываются мальчики, доминирование (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки. 

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремятся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психическом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей. Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел,  скорее заговорил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может привести ускорение развития. 

Наиболее критичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период  у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Факторы сибс-конфликтов:

  1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте старший ребенок зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. 
  2. Поступки старшего ребенка оцениваются негативно, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления агрессии, направленной на себя. Например, мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки — страстью к выдергиванию волос. Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители обратили на него внимание (стали водить сына к врачам и беспокоиться о его здоровье). 
  3. Особенностью отношения родителей к старшему ребенку при сибс-конфликте является непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня 6 лет разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хорошо, Аня». А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!» 
  4. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоционально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и соматически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери.