Рекомендации для родителей

Консультация «Сенсорное воспитание детей»

 

Cенсорному воспитанию в учреждениях дошкольного образования уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка.

Сенсорное  развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание  и проходя обучение в школе, ребенок будет  быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать  изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает  обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. От того, научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет, зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.

Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира –это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Главное направление сенсорного воспитания  должно  состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче, тем шире и многограннее  будут сведения об окружающем мире , полученные  ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром, игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной и др.

Ребенка дошкольного возраста необходимо учить различать и называть  цвета, форму предмета, учить сравнивать   предметы  по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый и т.д.) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения  вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха.

Таким образом основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования. 

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида  свойств и отношений. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным  обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов –это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе  обследования дети учатся выделять и различать  величину, форму, пространственные отношения, цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный, включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Знакомя детей со свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям.

 

Консультация  «Развитие мелкой моторики рук у детей»

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Задача педагогов –  донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно.  Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы, игры с песком и водой, аппликации (как вырывная, так и при помощи ножниц, оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собрание разрезанных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т. д.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать следующим образом:

  1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:
  • сгибание пальцев в кулак и разгибание;
  • пальцы врозь – вместе;
  • вращательные движения кистью и каждым пальцем;
  • растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;
  • расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями);
  • упражнения на координацию движений пальцев рук (соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев и т. д.).

Все упражнения этой группы следует выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочередно.

  1. Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола (игра «Пианист»).
  2. Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальцев.
  3. Народные игры – забавы («Сорока – белобока», «Чет – нечет», «Идет Коза рогатая»).
  4. Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.
  5. Игры с пальцами со стихотворным сопровождением.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели. Пальчиковые игры, возможно, использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе со взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуется время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) – 10 – 15 минут в день.
  12. Воспитателям следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.