КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»

28.11.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.  2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.  3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.  4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".  6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.  7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые:  - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 

Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.  

Статические упражнения для языка 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.  2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.  6.Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.  7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Динамические упражнения для языка. 1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.  2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.  3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  4. Футбол. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.  5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.  6. Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.  7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.  8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.