Консультация «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Как подготовить ребенка к школе»

 

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточное беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.

В основе обучения лежит познавательный процесс.  Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь-это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В настоящее время уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. В первую очередь следует обратить внимание на:

  • правильность произношения звуков,
  • умение различать звуки речи на слух,
  • владение элементарными навыками звукового анализа слов (определение присутствия и место заданных звуков в слове…)
  • словарный запас (его достаточность).
  • сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;
  • владение связной речью.
  1. предпосылка успешности обучения в школе:

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках (1,2,3 предпосылки): уметь правильно их произносить, безошибочно различать  на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступившей в школу ребенок не владеет названными умениями, то есть или вообще не удается обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.

  1. предпосылка успешности обучения: умения различать звуки речи на слух.

При нормальном ходе речевого развития различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок, доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Важно знать, что именно не различение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем и на письме. Так что возможные трудности слуховой дифференциации звуков обязательно должны быть выявлены и преодолены до начала обучения ребенка грамоте.

Например: при не различение на слух звуков «З» и «Ж» можно начать, идя от отождествления этих звуков со звуками окружающей природы («Ж» жужжание жука; «»З» писк комара) и несколько раз подряд попеременно изобразить эти оба звучания.

Дополнительно объяснить, что очень высокий и тонкий комариный писк, а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушенное. Необходимо обратить внимание ребенка и на различное положение внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках («З» улыбка; «Ж» губы округлены и выпячены вперед). Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков.

После того как будет достигнуто познакомить ребенка и с соответствующими буквами. После этого нужно будет лишь окончательно закрепить возможность слуховой дифференциации звуков в процессе специальных упражнений.

  1. предпосылка успешности обучения:

Владение элементарными навыками звукового анализа слов (выделяются ли отдельные звуки в составе слова?)

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте (выделение звука на фоне слова, - первого звука из слова; - последнего звука из слова); определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

  1. предпосылка овладения письменной речью – достаточность словарного запаса.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова, которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяются специальные приемы, позволяющие выяснить наличие или отсутствие в речи ребенка определенных слов.

Наиболее распространенные из этих приемов:

  • название предметов, относящихся к различным логическим группам (например: какие знает ребенок цветы, овощи).
  • нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов
  • подбор признаков к определенному предмету
  • подбор возможных действий к предмету
  • подбор предметов к заданному действию
  • подбор синонимов
  • подбор антонимов
  1. предпосылка успешности овладения письменной речью – сформированности грамматических систем. Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова (стол, столовая, настольный).

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны и при нормальном ходе речевого развития часто «опережаются».

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности.

  1. предпосылка успешного обучения в школе – владение связной речью. Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (при переписке) заменить собой устную речь.

Поэтому в школе уделяется такое большое внимание работы над изложениями и сочинениями. Практика постоянно подтверждает, что в общем, сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или имеющих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь типа описания или рассказы начинает развиваться у детей только после 3-х лет, поскольку лишь в этом возрасте, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения его. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те же мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими.

Особенно же активно связная речь развивается в период между 4-5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 5 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед  ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые передают реальные события, что делается или на основе их непосредственного восприятия или по памяти. Вторые строятся на активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По Форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для заданного предмета признаки. В сюжетном рассказе имеется завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационног8о момента), и завершение «происшествия», ими так называемая развязка, события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно следственных связей.

Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приемов. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на « самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать  связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи.

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ.

Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается, вместе с ним и в процессе рассматривание ему задаются вопросы по ее содержанию.

Для упражнений в раскалывании можно использовать следующее:

  • пересказ почитанной взрослым сказки или рассказа;
  • пересказ просмотренного мультфильма;
  • рассказ о событиях прошедшего дня;
  • рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
  • закачивание начатого взрослым предложения;

(а что будет дальше?)

  • составление рассказа по известному его концу

(что было до этого?)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный и логичный пересказ учебного материала.