«Игротека родителям. Игры по развитию мелкой моторики"

«Игротека родителям. Игры по развитию мелкой моторики".

 

Игры с карандашом

   Правила проведения упражнений с карандашами.

Вначале движения делают медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение этих упражнений. Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). 

  • «Стряхните»воображаемую воду с пальцев.

Вначале движения делают медленно.

Упражнения с карандашом

  • «Вертушка».

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

  • «Поставь точку».

Ребенок держит карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и скользит пальцами вниз к грифелю. И так несколько раз.

  • Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  • Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Игры с резинкой

  • Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
  • «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
  • Игра «Чудесные превращения»

Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.  Дети рассказывают, во что превратилась фигура. Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Игры с игрушками.

  • Игра «Волшебный мешочек»

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с пробками

  • Игровое пособие из бросового материала «Сухой бассейн».

Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.

Способы использования:

1 способ. Массаж рук. Дети отпускают руки в ёмкость с пробками и выполняют различные движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.

2 способ.  Сенсорика. Здесь можно предложить множество вариантов использования пособия. Всё будет зависеть от фантазии педагога. Например: детям раздают листы картона различного цвета и предлагают выбрать и разложить на нём пробки, соответствующего цвета.

Игры с бусинками

  • Дидактическая игра «Волшебная коробочка»
  • «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  • Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  • Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  • Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры с шариками

  • Дидактическая игра «Разноцветные шарики»
  • Попасть шариком в цель (в игрушку).
  • Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  • Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  • «Футбол».Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры со шнурками

  • Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

- перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

- «прошагать» по лесенке из шнурка;

  • «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  • «Распутать узелки», «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
  • «Веселая шнуровка». Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).

Вариант игры:

1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

Игры со счётными палочками

  • Выкладывание геометрических фигур.
  • Составление узоров.
  • Выкладывание предметов.

Игры с тканью, бумагой

  • Игра «Потрогаем»

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью:

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Верёвка зигзагами

Палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

  • Дидактическое пособие «Волшебные коврики»

Дидактическое пособие  «Волшебные коврики» изготовлен из таких материалов, как фетр, ситец, синтепон. А дополнением к картинкам служат съемные детали, снабженные кнопками разных размеров, бусинами, пуговицами, «липучками», молнией, крючками и т. д.

  • «Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  • « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

Работа с мозаикой

  • Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета.
  • Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец.
  • Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Игры с крупами, плодами (макароны, горох, фасоль, семечки)

  • «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  • Пересыпать макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  • «Месим тесто».Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
  • "Кто больше соберет фасоли?"— собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
  • «Бусы для любимой бабушки».Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  • «Покорми Куклу».Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Игры с пуговицами

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  • «Забавная змейка».Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  • «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.
  • Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
  • Игра "Пуговица ".

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

  • "Выложи узор"
  1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
  2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицамисоответствующего цвета.
  • «Бусы» Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.