Аттестация

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 1 жніўня 2022 г. № 216 «Аб змяненні пастановы Міністэрства  адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 22 жніўня 2012 г. № 101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)»


ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 26 сакавіка 2014 г. № 20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»


ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 26 лістапада 2014 г. № 163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»


ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 20 лістапада 2015 г. № 131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»


ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 июля 2012 г. № 81 «О внесении дополнений в выпуски 1 и 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 октября 2013 г. № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»


 

ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.

Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения).

В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.

Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией).

С целью унификации квалификационных требований к должностям педагогических работников постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 в ЕКСД внесены изменения (вступает в силу 01.11.2017).

В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».

 

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, по таким должностям, как:

  • директор (начальник, заведующий), директор (заведующий) филиала,
  • заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования,
  • заведующий отделением, заведующий ресурсным центром,
  • заведующий учебно-консультационным пунктом, заведующий учебно-методическим кабинетом,
  • заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-производственной работе, производственному обучению,
  • заместитель директора по работе с иностранными обучающимися; заместитель директора по режиму,
  • начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью,
  • начальник учебно-методического управления (части, отдела), воспитатель,
  • методист,
  • педагог-организатор, преподаватель, учитель,

следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»; мастер производственного обучения, старший мастер – высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации)

«Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»; педагог-психолог – высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»; педагог социальный – высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»; аккомпаниатор, музыкальный руководитель – высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.

Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории, в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.

  •  

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

ДОКУМЕНТЫ,

КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК  

ДЛЯ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА:

1) направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования (управлением образования райисполкома) в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» по адресу: 230011 г.Гродно, ул.Гагарина, 6;

2) описание опыта педагогической деятельности (на бумажном и электронном носителях предоставляется в соответствии с установленными требованиями в квалификационную комиссию в день проведения экзамена).

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ОПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) примерная структура описания опыта педагогической деятельности открыть(.pdf)

2) требования к оформлению опыта открыть(.pdf)

3) шаблон титульного листа описания опыта педагогической деятельности скачать(.docx)

4) критерии и показатели оценки представленного опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности открыть(.pdf)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственное учреждение образование «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, в действующей редакции.

Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений учреждений образования, отделов образования, спорта и туризма райисполкомов.

Педагогические работники прибывают на квалификационный экзамен на основании письма, высланного в учреждения образования (отделы образования, спорта и туризма райисполкомов) за месяц до экзамена. Экзаменуемый должен при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, должность, место работы автора, район), свидетельство о прохождении последнего повышении квалификации.

 

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Квалификационный экзамен при прохождении педагогическими работниками аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Содержание экзаменационных заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

Первый этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня научно-теоретической и методической компетентности педагогического работника. Форма проведения: письменная.

Письменная экзаменационная работа состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть направлена на определение общепрофессиональной педагогической компетентности экзаменуемого и включает тест (10 вопросов) на знание основных положений нормативных правовых документов в сфере образования, вопросов педагогики, психологии, обучения детей с особенностями психофизического развития, воспитания. Возможен компьютерный вариант выполнения теста.

Вариативная часть может содержать тесты, задачи, задания с учетом преподаваемого учебного предмета или реализуемого направления педагогической деятельности в соответствии с программой квалификационного экзамена.

Время выполнения письменной работы – 2 академических часа.

Максимальное количество баллов за инвариантную часть – 10, за вариативную часть – 22. Всего – 32 балла.

В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов и (или) менее 11 (одиннадцати) баллов за вариативную часть, то к дальнейшей сдаче квалификационного экзамена он не допускается. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал».

Второй этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня профессионально-практической компетентности.

Экзаменуемый выполняет задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности на основе собственного педагогического опыта. Описание опыта в соответствии с установленными требованиями предоставляется в квалификационную комиссию в первый день экзамена. Оценивание опыта осуществляется членами квалификационной комиссии в соответствии с критериями и показателями. В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В случае заимствования содержания свыше указанного педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал».

На выполнение задания второго этапа отводится 2 (два) академических часа. Затем экзаменуемый в устной форме защищает спроектированный в соответствии с экзаменационным заданием фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации. Оценка разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется в соответствии с критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за второй этап экзамена – 32 (описание опыта – 16 баллов, защита фрагмента педагогической деятельности, разработанного на экзамене – 16 баллов).

По итогам квалификационного экзамена оценка «сдал» выставляется, если экзаменуемый набрал 75% и более от максимально возможного количества баллов (48 баллов и более из 64 максимальных). Оценка «не сдал» – если экзаменуемый набрал менее 75% от максимально возможного количества баллов (менее 48 баллов).

  •