Основы экономической культуры детей дошкольного возраста

ПРИВЕТСТВУЕМ ВСЕХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ!

 

Предлагаем теоретические материалы по формированию основ экономической культуры у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста. Надеемся, что данные материалы 

будут полезны для повышения профессионального уровня, качественной организации образовательного процесса. 

КЕЙС - СЕМИНАР

тема: «Интегрированный подход как принцип

проектирования содержания образовательных областей с целью формирования

основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель: формирование теоретических и методических знаний по основам интегрированного подхода к содержанию образовательных областей с целью формирования у воспитанников основ экономической культуры.

Целевая аудитория: педагогические работники учреждения дошкольного образования.

Литература: журнал «Пралеска» №4/2021 года.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические основы интеграции – как тенденция развития образования. 

2. Интеграция основных направлений развития ребёнка. 

3. Интеграция содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования. 

4. Проектирование интеграции содержания образовательных областей с целью формирования

у воспитанников основ экономической культуры. 

5. Рекомендации по итогам семинара.

 

1. Теоретические основы интеграции – тенденция развития образования.

В современном мире интеграцию считают одной из тенденций развития всех форм социума, включая образование.

Интегрированный подход характеризуется как взаимосвязь форм, методов и систем обучения, воспитания и развития, способствующих наиболее эффективному решению методологического обеспечения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (далее – УДО). По мнению исследователей (В.С.Безрукова, Ю.Г.Коровникова, М.В.Лазарева и др.), интеграция содержания образования подчиняется закону гетерозиса (перевод с греческого – изменение, превращение, увеличение жизнеспособности), согласно которому любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, имеет больший развивающий резерв, чем каждый компонент содержания образования в отдельности. Интеграция – объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимодополняемости и взаимопроникновения, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами. В научных данных интеграция имеет свои существенные характеристики, которые определяют её категориальный статус и позволяют рассматривать её как сложное явление педагогики.

По мнению С.Д.Сажиной, интегрированный подход «основан на всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребёнком окружающего мира, выступает ведущим принципом проектирования содержания дошкольного образования, позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках единого целостного процесса, где ребёнок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разнообразных образовательных сферах».

Образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает принцип интеграции как приоритетное требование к реализации учебной программы дошкольного образования, организации образовательного процесса. Интегрированный процесс носит развивающий и преобразующий характер, что позволяет актуализировать освоенные воспитанниками действия и обогатить их содержание, способствует формированию целостной картины мира.

Интегрированный принцип усиливает воспитательную направленность процесса развития и воспитания, способствует формированию коммуникативных умений и взаимоотношений, позволяет активизировать у воспитанников собственную интерпретацию разных явлений с помощью вербальных и невербальных средств, объединяет их общими впечатлениями и переживаниями, обеспечивает высокую результативность при стимулировании развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов) т.к. отражает знания из различных образовательных областей.

Разделяют два уровня интеграции: интеграция 5 основных направлений развития ребёнка  и интеграция 10 (11) образовательных областей. 

2. Интеграция основных направлений развития ребёнка.

На уровне интеграции 5 основных направлений развития ребёнка (физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое) происходит объединение понятийных категорий разных направлений развития, что позволяет делать образовательный процесс более содержательным. В данном случае возможность интеграции заключается в самой природе мышления воспитанников, умений воспринимать информацию зрительно, на слух, при выполнении физических упражнений, рисуя, играя.

Например: в рамках физического развития воспитанникам даются представления о понятиях здоровье, здоровый образ жизни, правила безопасности, и с этими же понятиями воспитанников знакомят в рамках социально-нравственного и личностного развития. Таким образом  и происходит объединение понятийных категорий, но в каждом отдельном направлении развития определённое понятие дробится на составляющие, что позволяет широко его изучить. Это осуществляется педагогами на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности.

Социально-нравственное и личностное развитие, образовательная область «Ребёнок и общество», подраздел основы экономической культуры, включает следующие понятийные категории:

- средняя группа (4 - 5 лет) – деньги, доход, заработок, результат труда, ценность денег, хранение денег, покупки, семейный бюджет, плата за квартиру, доход, расход, необходимые покупки, необязательные покупки, потребности, товар, стоимость, покупатель, продавец;

- старшая группа (5 - 6 лет) – выигрыш, премия, наследство, белорусские рубли, иностранные (валюта), природные ресурсы, денежные ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, экономист, бухгалтер, домашнее хозяйство, цена, обмен;

- старшая группа (6 - 7 лет) – дешевле, дороже, банк, реклама, рекламируемый товар, труд – продукт – деньги, бережливость, экономность, трудолюбие.

3. Интеграция содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования.

Учебная программа дошкольного образования является комплексной и её содержание изложено с учётом принципа интеграции, обуславливающего органичное объединение образовательных областей.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливается взаимосвязь между целями и задачами 2-3 определённых образовательных областей.

Интеграция образовательных областей позволяет педагогам:

- обогатить содержание конкретной образовательной области;

- избежать повторов, которые возможны при изучении материала разрозненных, отдельных разделов;

- усилить мотивацию воспитанников к предлагаемой информации;

- комплексно применять различные методы и приёмы;

- эффективно использовать временные рамки образовательного процесса;

- осуществить оптимальный выбор смены видов детской деятельности.

В процессе решения интегрированных задач обеспечивается комплексный подход, который позволяет воспитанникам:

- последовательно изучить разные стороны определённого объекта, предмета, явления, используя различные анализаторы;

- овладеть умением выделять существенные признаки  в системе других свойств и связей;

- овладеть умением выстраивать цепочку ассоциативных и логических связей;

- овладеть умением обобщать и формулировать выводы;

- осмысленнее, полнее и глубже познать определённую тему.

На практике интеграция содержания образовательных областей может осуществляться педагогами двумя вариантами.

1 вариант. В планировании два занятия объединяются в одно. Прописываются программные задачи из двух образовательных областей, но без перегрузки, составляется план-конспект интегрированного занятия.

При организации продолжительность 1 интегрированного занятия составляет примерно 1,5 продолжительности 2 занятий в сумме.

Например, в средней группе продолжительность занятия составляет 20 минут, следовательно, продолжительность интегрированного занятия – 30-35 минут. При организации интегрированного занятия рекомендовано проведение двух физкультминуток, длительностью каждой от 1,5 до 3 мин.

 2 вариант.  В планирование занятия по 1 конкретной образовательной области включаются развивающие и (или) воспитательные задачи из другой образовательной области.

Например: средняя группа, образовательная область «Элементарные математические представления» - задача: продолжать формировать умения считать в пределах 5 + задача из образовательной области «Ребёнок и общество», основы экономической культуры: продолжать формировать представления о разной ценности денег (один рубль, пять рублей).

Старшая группа: образовательная область «Ребёнок и природа» - задача: развивать умение заботиться о своём здоровье, правильно одеваться по погоде, при заболевании обращаться к врачу + задача из образовательной области «Ребёнок и общество», основы экономической культуры: продолжать формировать умение понимать экономические понятия (бюджет, расходы).

4. Проектирование интеграции содержания образовательных областей

с целью формирования у воспитанников основ экономической культуры.

Проектирование (от лат. - брошенный вперёд), может пониматься как разработка, планирование.

С целью формирования основ экономической культуры необходимо осуществлять интеграцию содержания образовательных областей на всех этапах планирования специально организованной деятельности.

Планирование специально организованной деятельности с воспитанниками включает в себя:

определение тематики недель; на этом этапе педагогическому работнику необходимо предусмотреть конкретность тематики, не рекомендуется определять общие темы типа: осень, зима, здоровье, рекомендуется определять тему конкретно типа: осень, природные изменения; осень, в саду, в огороде; здоровье, культура питания; здоровье, правила гигиены; здоровье, физкультура и спорт и т.д.;

формулировка цели тематической недели; на этом этапе педагогическому работнику необходимо чётко и конкретно сформулировать цель, содержание может быть взято из нескольких образовательных областей;

определение тематики занятий; на этом этапе важно точно сформулировать тему занятия, определить понятия, с которыми будут знакомиться воспитанники;

формулировка программных задач занятий; на этом этапе осуществляется подбор задач, которые направлены на частичную реализацию цели и соответствуют теме, рекомендуемое количество задач доминантного занятия 3-4, интегрированного занятия 4-5, в задачах необходимо конкретно формулировать понятия, объекты, предметы, с которыми будут знакомиться дети, не употреблять общие фразы типа знакомить с домашними животными, растениями огорода, необходимо перечислять в скобках конкретные названия;

разработка плана-конспекта занятия; на этом этапе составляется план и краткое содержание структурных частей занятия, которое должно быть направлено на реализацию всех поставленных задач;

определение методов и приёмов; на этом этапе важно выбрать такие методы и приёмы, которые будут эффективны в реализации поставленных задач, рекомендуется чередовать словесные, наглядные и практические методы, не отдавать предпочтение словесным методам, предусматривать использование методов активизации воспитанников;

подбор необходимого информационного, наглядного, раздаточного материала; на этом этапе в план конспект на каждую структурную часть занятия прописывается  необходимый материал;

педагогическое проектирование закрепления материала в других видах деятельности; на этом этапе по результатам занятия надо предусмотреть определение аналогичных целей в индивидуальной работе, в нерегламентированных видах деятельности.

5. Рекомендации по итогам семинара: 

- педагогическим работникам учитывать принцип интеграции как приоритетное требование к реализации учебной программы дошкольного образования; 

- педагогическим работникам предусматривать на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности интеграцию основных направлений развития ребёнка с целью формирования у воспитанников

основ экономической культуры; 

- педагогическим работникам использовать на практике интеграцию содержания образовательных областей посредством планирования интегрированных занятий, доминантных занятий с включением задач из образовательной области «Ребёнок и общество», основы экономической культуры; 

- педагогическим работникам предусматривать проектирование закрепления материала по основам экономической культуры с воспитанниками в других видах деятельности.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Интегрированный подход при организации образовательного процесса с воспитанниками в учреждении дошкольного образования».

Цель: расширить и обогатить знания педагогических работников по теоретическим основам интегрированного подхода при организации образовательного процесса с воспитанниками дошкольного возраста.

Целевая аудитория: педагогические работники учреждения дошкольного образования.

Литература: журнал «Пралеска» №4/2021 года.

В современном мире интеграцию считают одной из тенденций развития всех форм социума, включая образование.

Интегрированный подход характеризуется как взаимосвязь форм, методов и систем обучения, воспитания и развития, способствующих наиболее эффективному решению методологического обеспечения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (далее – УДО). По мнению исследователей (В.С.Безрукова, Ю.Г.Коровникова, М.В.Лазарева и др.), интеграция содержания образования подчиняется закону гетерозиса (перевод с греческого – изменение, превращение, увеличение жизнеспособности), согласно которому любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, имеет больший развивающий резерв, чем каждый компонент содержания образования в отдельности. Интеграция – это объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимодополняемости и взаимопроникновения, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами. В научных данных интеграция имеет свои существенные характеристики, которые определяют её категориальный статус и позволяют рассматривать её как сложное явление педагогики.

По мнению С.Д.Сажиной, интегрированный подход «основан на всеобщности и единствен законов природы, целостности восприятия ребёнком окружающего мира, выступает ведущим принципом проектирования содержания дошкольного образования, позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках единого целостного процесса, где ребёнок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разнообразных образовательных сферах».

Образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает принцип интеграции как приоритетное требование к реализации учебной программы дошкольного образования, организации образовательного процесса. Интегрированный процесс носит развивающий и преобразующий характер, что позволяет актуализировать освоенные воспитанниками действия и обогатить их содержание, способствует формированию целостной картины мира.

Интегрированный принцип усиливает воспитательную направленность процесса развития и воспитания, способствует формированию коммуникативных умений и взаимоотношений, позволяет активизировать у воспитанников собственную интерпретацию разных явлений с помощью вербальных и невербальных средств, объединяет их общими впечатлениями и переживаниями, обеспечивает высокую результативность при стимулировании развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов) т.к. отражает знания из различных областей.

Разделяют два уровня интеграции: интеграция пяти основных направлений развития ребёнка

физическое развитие,

социально-нравственное и личностное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

эстетическое развитие,

и интеграция 10 (11 для старшей группы) образовательных областей

«Физическая культура»,

«Ребёнок и общество»,

«Элементарные математические представления»,

«Ребёнок и природа»,

«Развитие речи и культура речевого общения», 

«Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»,

«Подготовка к обучению грамоте»,

«Изобразительное искусство»,

«Музыкальное искусство»,

«Художественная литература».

 

Консультация для воспитателей дошкольного образования

«Роль игры в формировании основ экономической культуры

у детей старшего дошкольного возраста»

Понятие «Экономика» и «Экономическая культура», прочно вошли в различные сферы деятельности человека, но понимают их по-разному. В научной литературе существует много определений, но с уверенностью, можно сказать, что эта часть общей культуры человека, образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности в окружающей среде, семейном бюджете, берет на себя ответственность за свои поступки, принимает правильный выбор, экономно относится к природным ресурсам.

Современные условия требуют овладеть детей дошкольного возраста новыми профессиями и экономическими знаниями, профессиональными личностными качествами. В условиях нового уровня экономических преобразований происходят активные изменения во всех сторонах общественной жизни, и, как следствие, повышение требований к социально-экономическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Об этом рассуждали в своих трудах известные философы Аристотель и Платон, экономисты, а также педагоги, которые делают установку на самостоятельность, уверенность в себе, грамотный подход (Е.Н. Табих [4], Л.Д. Глазырина [1], Е.А. Курак [2], И. Селиванова [3], А.Д. Шатилова [4]). Например, Л.А. Каменский, чешский педагог, который первым обосновал природосообразность в воспитании в период активного изучения естественных наук, изобретений и открытий, и уделял особое внимание тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям». Е.Н. Табих [4], которая считает, что «моральные ценности должны определять экономические отношения, в том числе рыночные».

Дошкольный возраст – время наиболее активного развития психических процессов и эмоциональной сферы. Это развитие идет постоянно в общении ребенка со сверстниками, взрослыми, особенно в игровой деятельностикоторая на данном этапе является ведущей. К. Ушинский по этому поводу писал: «Если, говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двойном смысле, не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей».

Каждая игра содержит в себе дидактическую задачу, которая отражает алгоритм последующих действий и конечный результат, поэтому поставив задачу с экономическим содержанием, постепенно формируется усвоение экономических категорий, нравственных качеств дошкольника: трудолюбия, экономности, деловитости и др., что находит отражение как в процессе игры, так и в повседневной жизни при решении вопросов экономии и расточительности в быту, в других видах социальной жизни на доступном ребенку уровне. Непременными условием реализации задач выступают игровые правила, которые направляют игру и устанавливают определенные ограничения, формируют нравственно-волевую сферу: дисциплинированность, учет мнение других, ответственность. Именно определенных правил «держит», всю конструкцию, которая побуждает придерживаться тематики игры, в том числе обогащенной элементами экономики. Например, в сюжетно-ролевой игре «Прачечная» при трудовых действиях в игре с использованием воды необходимо соблюдать правила, ее экономного использования: не разливать, вовремя закрывать кран, брать только необходимое количество воды и др. Этапы вкрапления в основной сюжет игры экономики и правил ролевого поведения в ней, приближает дошкольника к реальной экономической жизни, позволяет приобрести качества присущие «маленькому хозяину»: рациональности, заботливости, бережному отношению к объектам его окружения. Вариативность игровых действий позволяет полностью раскрыть замысел игры, сконцентрировать внимание на освоение полезных привычек в быту, и требовать их от других. Расширять представление о труде взрослых, осознать правила зарабатывания денег и рационального их расходования и сбережения. Например, купить не дорогую вещь, но не нужную, или собрать деньги и приобрести более дорогостоящую, но очень необходимую. Очень важно, сформировать особые, но очень необходимые представления об экономической цепочке, для того, чтобы человек вел нормальный образ жизни (спал в тепле, носил одежду, ездил в транспорте, трудился и т.д.): нужны свет, тепло, вода, воздух, чтобы пользоваться этими благами, нужно платить деньги, которые заработать не легко и поэтому нельзя без нужды их использовать. Не менее важно донести до ребенка понятие «сбережение», используя в игре познавательную практическую деятельность. Ведь дошкольник в силу своей возрастной специфики любознательный исследователь, у которого наблюдается усиленное стремление расширить познавательные горизонты в том числе экономические. Непосредственный контакт ребенка с предметами в ходе опытов, сравнении, анализе, например, в игре: «Большая стирка», «Строительная фирма», «Научная лаборатория», «Магазин игрушек», «Кафе» и др., позволяет познать их свойства, качества, экономическую и природоведческую деятельность, обогатят яркими впечатлениям. В дальнейшем это позволяет обогатить игровую среду атрибутами экономического характера. Детям нравится изготовление игрушек, пособий, приобретение навыков труда, заботит экономное использование исходного материала и переносит эти действия в игру, а это, в свою очередь, позволяет эффективно использовать их в выполнении правил бережливости: воды, тепла, света, природного и рукотворного мира. В научных исследованиях последних лет А.Д. Шатовой, Е.А. Курак [2], Л.И. Галкиной и др., посвящённых экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребёнка знаний из области экономики. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что делали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий мир». Поскольку игра – важное средство развития и воспитания, то очень важно выбрать из массы экономической информации, ту, которая в играх будет доступна детям.  

Игры в особенности сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические имеют неординарный, деятельный и эффективный подход в решении вопросов по такому актуальному направлению – экономической грамотности. Овладение основами экономии и бережливости в быту, социуме, природе, в привлекательной для ребёнка игровой форме позитивно сказывается на качестве их усвоения и имеет развивающее воздействие. В процессе игровой деятельности устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, моделирующая реальные жизненные ситуации, облегчает восприятие излагаемых проблем и представлений, следовательно, активизируется познавательная активность, совершенствуются коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, особенно современных, денежным операциям, экономическим понятиям: выгодно – не выгодно, дорого – дёшево, честно – не честно; различным видам потребностей: хочу – надо, нужно – не нужно. Ценность игры заключается в том, что дети играют не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения, что позволяет интегрированно решать задачи по освоению экономических представлений. Таким образом, экономическая культура выступает составной частью общей культуры. Под экономической культурой понимают совокупность созданных обществом материальных и духовных благ, особый образ мышления и общения людей, моральных ценностей.

Содержание экономической культуры (в краткой формулировке) включает экономические знания и поведенческие стереотипы. Модели экономического воспитания Купля – продажа, Заказ – услуга, Деньги – товар – труд, Продавец – покупатель, Цена – качество. Одним из эффективных средств знакомства детей с миром экономики является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, ответственного «хозяина своей страны».

 

 

 

Консультация для воспитателей дошкольного образования

«Организация предметно-развивающей среды

для формирования экономических представлений

у детей дошкольного возраста»

 

Организация в учреждении дошкольного образования соответствующей предметно-развивающей среды, которая сочетает региональные условия с экономическим образованием, является необходимым компонентом для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста.

Классики отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин говорили, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство в котором осуществляется развивающее обучение.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды с учетом регионального компонента:

создание развивающей среды в группе;

создание развивающей среды на территории;

создание развивающей среды в учреждении (оформление стендов и мини-музеев и др.).

Развивающая среда в группе должна строиться с учетом современных тенденций в экономическом развитии страны, содержать уголки для экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Примечание: Материалы и оборудование в уголках должны  соответствовать требованиям Постановления Министерства образования  Республики Беларусь от 24 сентября <st1:metricconverter productid="2007 г" w:st="on">2007 г</st1:metricconverter>. № 50 «Об утверждении  перечней  оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».

Схема уголков для осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста: художественно-театральный, познавательно-интеллектуального развития, игровой, познавательно-практический, физкультурный, конструктивный.

Структурные компоненты уголка познавательноинтеллектуального развития: развивающие игры, настольно-печатные игры, дидактические игры и пособия. Данный уголок способствуют формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста к деятельному познанию окружающего мира и направлены на расширение представления о процессе создания предметов рукотворного мира; о профессиях людей, связанных с их созданием; об инструментах, используемых ими для работы; о предприятиях страны, производимой ими продукции. В центре у детей формируются представления об окружающем мире предметов, их свойствах, назначении, начнут развиваться навыки бережного отношения к окружающим предметам, экономному расходованию материала, безопасного обращения с предметами бытовой техники, обогатятся знания о предметах, позволяющих сохранить свое здоровье.

Структурные компоненты конструктивного уголка: модели готовых построек крупный и средний строительный материал и т.д. Данный центр необходимо расположить недалеко от игрового, что способствует переходу конструирования в сюжетно – ролевую игру. В процессе конструирования воспитанники обогатят знания о строительных профессиях, строительной технике, у детей разовьётся интерес к разным постройкам. Дети усвоят такие экономические понятия, как свойства и качества предметов, экономное расходование материала, бережное отношение к орудиям труда, умение доводить начатое дело до конца.

Структурные компоненты уголка познавательно–практической деятельности: комнатные растения и предметы по уходу, мини-огород, необходимый инвентарь для работы, домашние питомцы и предметы по уходу, наглядные пособия

Данный уголок способствует закреплению полученных теоретических знаний, поможет воспитать качества будущего Изображениепредпринимателя: ответственность, трудолюбие, хозяйственность, бережливость, умение взаимодействовать, закрепит преставления о том, что пища, воздух, вода, тепло, свет – главные условия поддержания жизни людей и всех живых организмов. Необходимо показать детям, что источники пищи, воды, тепла, света ограничены и нацелить детей на бережное отношение к ним; природа – это первичный источник и главное средство существования людей. 

Структурные компоненты уголка сюжетно-ролевых игр

Блок по основам безопасности: «Водитель», «Инспектор», «Шофёр», «Экскурсовод», «МЧС», «ГАИ»

Блок «Семья»: «День рождения в семье», «Обед матрешки», «Профессии моих близких», «Мой дом», «Семейный бюджет», «Одевание куклы на прогулку», «Комната куклы»  и т.д.

Блок «Заботимся о здоровье»: «Поликлиника», «Аптека», «Кукла заболела», «Медицинский  центр», «Спорткомплекс»  и т.д.

Блок «Мы и экономика»: «Инфокиоск», «Банкомат», «Рекламное агентство», «Рынок», «Гипермаркет», «Банк».

Блок «Сфера обслуживания»: «Салон красоты», «Магазин», «Швейная фабрика», «Ателье», «Мебельная фабрика», «Дизайнер» и т.д.

Уголок сюжетно-ролевых игр необходимо организовать из серий взаимосвязанных мини - игровых блоков.

Блок по основам безопасности является фундаментом для формирования представления о профессиях людей, обеспечивающих нашу безопасность. Атрибуты к играм, представленным в этом блоке, помогут в работе с детьми по закреплению представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире (дома, в работе, на улице, в лесу, в непредвиденной ситуации). [2, с. 5].

Блок «Семья» поможет детям усвоить такие понятия как экономика, домашнее хозяйство (квартира, мебель, предметы быта, кухня, сад и др.), потребности, доходы, расходы.

У детей сформируются представления о духовной пище, культуре человека, у них сформируются основы эмоционально-положительного отношения друг к другу и окружающим людям, труд – необходимое условие жизни каждого человека, а также о том, что  трудиться – это значит иметь возможность не только зарабатывать деньги, но и получать удовольствие. Главное   назначение отдыха – восстановление и укрепление здоровья, т.е. работоспособности.

Блок «Заботимся о здоровье» направлен на: обогащение знаний детей о специфике работы врача; воспитание у детей стремления сохранять, поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих; проведение элементов исследовательской деятельности: почему и от чего надо охранять здоровье; почему следует опасаться болезней; почему профессия врача очень важная и ответственная; как можно сохранить свое здоровье; почему и как надо заботиться о здоровье пожилых людей и инвалидов.

Блок «Мы и экономика» поможет детям понять, что деньги в первую очередь являются средством обмена, покупки, платежа. Деньги нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. 

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. При этом отсутствие одного их них делает недееспособным второе.Дети получат элементарные представления о том, где люди берут деньги и на какие цели их расходуют; что такое товар, обмен, купля, продажа, цена; какие бывают магазины и как вести себя при покупке товара; кому и для чего нужна реклама. У детей появятся представления о разнообразии товара, работе продавца, кассира, порядке совершения покупки, закрепятся навыки культуры поведения в общественных местах. Кроме  того, ребята узнают, что такое бартер, из какого материала могут быть сделаны деньги (в разное время), все ли можно купить за деньги.

Блок «Сфера обслуживания» способствует обогащению представлений детей о работниках лёгкой промышленности, формированию представлений о потребностях человека, воспитанию бережного и разумного отношения к окружающему предметному миру. На базе «Салона красоты» можно провести сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Визажист», «Конкурс красоты» и т.д. Решаются следующие экономические задачи: формирование представлений о потребностях человека, ознакомление с профессиями и орудиями труда, взаимосвязи между представителями разных профессий и т.д.

При этом необходимо дать ребёнку свободу выбора игры, возможность «путешествовать» из одного блока в другой, становиться членом одной или нескольких игр одновременно. Это позволит ему самому осознанно выбрать свою или свои сферы деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении той или иной игры.

Художественно-театральный уголок предполагает наличие в группе  материалов для художественной деятельности, произведений художественной литературы, различных видов театров.

Виды театров художественно – театрального уголка: настольный театр плоскостных фигур, стендовый театр, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр,  театр ложек,  театр на картонных коробках, театр бумажных игрушек, театр на воздушных шарах, театр пластилиновых или глиняных кукол, театр «Батлейка» и т.д.

Театр помогает вооружить детей представлениями о духовной пище, культуре человека, заложит основы эмоционально-положительного отношения друг к другу и окружающим людям, сформировать этические представления и навыки культурного поведения. Каждый вид театра включит в себя широкий спектр для закрепления экономических представлений детей дошкольного  возраста о свойствах предметов (деревянный, пластмассовый), рациональном использовании бумаги при изготовлении продукта труда; природных богатствах (глине), необходимости их беречь и охранять. С помощью различных видов театра воспитанники познакомятся с понятием «экономия семейного бюджета»: без особых материальных затрат можно самостоятельно изготовить необходимые куклы, при этом каждая из которых будет индивидуальна, ни на кого не похожа. Театр, изготовленный своими руками, поможет ребятам понять, влияет ли внешний вид товара и затраты труда на изготовление данной вещи на его цену. При изготовлении театра можно предложить ребятам создать мини-предприятие, уточнив: зачем нужно согласовывать свои действия с действиями других людей; зачем нужны руководители. В своем сообществе ребёнок должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя.

Создание развивающей среды на территории учреждения.

Созданная развивающая среда на территории учреждения позволит детям самостоятельно или под руководством воспитателя определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе экономического образования.

Схема развивающей среды для экономического воспитания детей дошкольного возраста на территории учреждения: фитогрядка, цветочные клумбы и зеленые насаждения, пруд, огород и уголок плодово –ягодного сада и т.д. 

В рамках развивающей среды необходимо предоставить воспитанникам возможность осуществлять собственные общественно значимые поручения. В процессе подготовки и осуществления заданий дети будут вступать во взаимодействие со сверстниками, изучать различные материалы и способы взаимодействия с ними. Длительные наблюдения за деревьями позволят детям познакомиться с особенностями их строения, размножения, потребностями и способами удовлетворения этих потребностей. В процессе трудовой деятельности по уходу за деревьями, у детей сформируются трудовые навыки и умения, желание заботиться об объектах живой природы. Ухаживая за цветочными клумбами, дети приобретут навыки по уходу за растениями, научатся любоваться растениями, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города; уважать труд людей, посадивших цветы. Дети познакомятся с традициями и обычаями сельских жителей, их бытом, трудовой деятельностью. Макеты домашних животных позволят детям познакомиться с такой отраслью сельского хозяйства, как животноводство. В игровой форме дети уточнят знания о потребности домашних животных, пользе, которую они приносят людям, способах ухода за ними. Коллективный труд поможет воспитать качества будущего предпринимателя. Воспитанники познакомятся с типичными растительными и животными обитателями водоемов Беларуси, расширят представление о воде, её свойствах и значении для всего живого на земле. Дети осознают, что вода – бесценный дар природы, источник жизни и здоровья, требующий бережного отношения и использования.

Реализация идей музейной педагогики в условиях учреждения способствует подготовке детей дошкольного возраста к взрослой жизни через игру. С помощью музейных средств осуществляется приобщение родителей и детей к музейному искусству, формированию патриотизма и нравственно-экономических качеств личности. Музейная педагогика может быть реализована посредством:

- мини – музеев «Волшебное дерево», «Волшебный клубочек» (сформируются у детей сведения об экономике нашей страны, расширятся представления о различных профессиях и взаимосвязях между ними, воспитается чувство любви к родному краю, бережное отношение к результатам трудовой деятельности);

- этнографического мини-музея (воспитанники познакомятся с историкоэтнографическим наследием, у них будет формироваться уважение к труду взрослых, интерес к истории культуры);

- стендов «Лида современная», «Лида будущего», «Лида за горизонтом прошлого» (дети познакомятся с предприятиями и организациями своего города);

- стенда «Маленькие Берегоши» (представлены красочные материалы о правилах экономии, заповеди Берегоши и т.п);

- стенда «Экономия и бережливость глазами детей и родителей» (могут быть представлены материалы лучшего опыта семейного воспитания по обозначенной теме).

Таким образом, создание развивающей среды для экономического образования детей дошкольного возраста во многом зависит от умения педагогов творчески подходить к организации жизни воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования. Решению данной задачи во многом способствует рассматривание проблемы экономического воспитания детей в разнообразных видах деятельности.


 

 

 

Консультация для педагогических работников

«Формирование нравственно-ценностной  мотивации

в процессе усвоения экономических знаний воспитанниками»

 

      Сегодня каждый из нас понимает,  что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.  Поэтому экономическое воспитание – сравнительно  новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано. Возникают вопросы: когда следует начать  знакомство с экономикой?  Можно ли говорить об экономическом воспитании  самых маленьких детей? Какие это знания?  К примеру,  весьма уязвимы с этической стороны такие понятия, как  деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли-продажи, обмена и т.д. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими.   Опыт показывает, что в них заложен огромный  нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное  использование  результатов рукотворной деятельности  людей и окружающей природы.   Задача педагогов и родителей – помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей  жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

       Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле, экономическое воспитание как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

       А.Д. Шатова (Анна Демьяновна Шатова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник РАО) полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

       В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.

       Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

     Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для  развития порядочных взаимоотношений. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

     Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна».

     Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

     Уже в среднем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: продавец, швея, почтальон, программист,  столяр, повар, воспитатель. Ознакомление  детей с «экономическими» профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда - его преобразующую роль.

      В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления детей о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

      Так, например, можно предложить дошкольникам решить задачу: «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов на вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно, при этом,  создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса).

      Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе. С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний. Многие дети охотно берутся за разнообразную работу. К сожалению, родители не всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол...». Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других,  и в общественной работе не принимают участия. Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.

      Посильный труд детей – это основа их морального воспитания. Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

        В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, с соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке. Этот труд как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу.

     Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, и уже в старшем возрасте способны самостоятельно распределить обязанности, наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

    В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельностьорганизуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Н.А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.

     В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы воспитанники осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

    Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).  Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников,  состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

    Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему».

    Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течение дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда, если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

    Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся  к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

     Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи. Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются  привычные формы поведения, вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

       Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

     Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

       Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

       Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

      В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях, не всегда соблюдается чувство меры, настораживает,  содержащийся в них,  чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др.

       В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека.

 

 

Консультация для воспитателей дошкольного образования

«Сказка как средство экономического воспитания»

 

Экономическое образование (в широком смысле) рассматривается как процесс и результат формирования экономических знаний и умений, качеств личности, мышления и экономического поведения, присущих современному работнику, который опирается в своей деятельности на личностные и общественные интересы для повышения эффективности своей деятельности, а также распределение, обмен и употребление материальных ценностей. Система образования, не обеспечивающая преподавания основ экономических знаний, не выполняет своей основной задачи: не готовит дошкольников к принятию правильных решений в жизненно важных ситуациях.

Образованием обеспечивается: становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование картины мира, соответствующей  современному уровню знаний.

Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников элементарных представлений об экономике (Назовите образовательную область и раздел «Ребенок и общество», основы экономической культуры). Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.

Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:

образовательную  – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;

развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;

воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.

Все это направлено на достижение единой цели – становление основ ценностных ориентиров на ступени дошкольного возраста.

Экономическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эта потребность общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок уже с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Проанализировав методическую литературу по проблеме формирования  экономических представлений  у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что видные представители классической педагогики прошлого уделяли значительное внимание роли экономического образования.

В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное значение  к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудится, овладение практическими навыками.

В педагогической системе А.С. Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин».

В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей «… возьмите ли вы игры, возьмите ли вы рисунки, возьмите ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Л. С. Выгоцкий именно он утверждал,  что начало развитие творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст.

Эффективным средством в формировании экономических представлений и развития творческой индивидуальности является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. В своей работе педагогу необходимо опираться на методы и приемы, которые направлены на развитие творческой индивидуальности. Приоритетным является познавательное и личностное развитие ребенка, способствующее самореализации личности, проявлению своего «Я».

Вся работа должна быть построена на принципе беспрерывности и дифференциации экономического образования, который предусматривает постоянное перемещение от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, отличия в семейном воспитании, национальной традиции и интересов общества.

Необходимо выстроить определенную систему. Она должна быть последовательной и систематичной.

1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.

(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)

2 этап  – знакомство детей с литературными произведениями.

Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.

(Во время работы с произведением необходимо обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели. Включение детей  в драматизацию произведения и поведенческий репертуар героев позволит им познать экономическую картину мира и раскрыть  новую сферу социальной жизни людей.

Необходимо особое место отводить вопросам, которые взрослый задает ребенку. Переходя от общего к частному, например, что вы можете сказать о герое? Какие экономические качества присущи данному герою? Одобряете ли вы его поступок? Хотели бы вы им помочь? Что бы вы сделали? Такая постановка вопросов дает ребенку возможность выразить свои мысли, то есть идти «от детей».

Упражнения на сравнение, сопоставление, нахождение в разных героев схожих черт, упражнения на подбор слов – признаков, слов – действий помогут усвоить экономические категории, развить нестандартное мышление при решении проблемных экономических ситуаций.

Использование различных видов театра при знакомстве с литературным произведением является необходимым условием поддержания интереса детей.)

3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные суждения  о поступках героев с «экономических» позиций  и как результат  - сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.

В работе  целесообразно использовать прием «вхождения». Например: «Представьте себе, что мы с вами пришли на рынок (очутились в сказке «Как мужик овцу купил?», Что вы видите на рынке?»)

При подготовке театральной постановки предложить детям выполнить игровое имитационное действие: прошагать как старик, пробежать как Колобок – невербальный способ с помощью мимики и жестов.

4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми целесообразно изготавливать  декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.

Результатом проделанной работы является театрализованное представление, в процессе которого у детей формируется экономическая компетентность, первоначальные экономические знания и умения, предпосылки экономического мышления, личностные качества и эмоциональное развитие детей. И неважно, ребенок играл роль или находился в зрительном зале.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой единство формирования знаний, представлений, чувств и привычек поведения. Знания о том, почему следует беречь, экономить природные ресурсы, результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в игре и различных видах продуктивной  деятельности  (трудовой, изобразительной), когда действуют с необходимыми материалами.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности начинается в семье. Под чутким руководством родителей они могут самостоятельно оценить происходящее, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. Это не значит, что каждый ребенок в будущем должен стать экономистом или бизнесменом. Напротив, он должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти способности в полной мере реализовать, ребенок должен ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно. Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного поведения, также важны, как знания родной речи и математики.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни  Родари: – «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего  мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

сказки, отражающие труд людей;

сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем-теремок»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.

 

Список использованных источников

1. Глазырина, Л.Д. Экономическое  воспитание дошкольника:

справочные и методические материалы / Л.Д.Глазырина [и  др.]. – Мозырь, 2006.

2.  Курак,  Е.А.  Экономическое  воспитание  дошкольников:  примерная

программа,  перспективное  планирование,  конспекты  занятий  /  авт.  сост. Е.А. Курак [и др.]; под ред. Е.А. Курака. – М. : Сфера, 2002. – 80 с.

3.  Селиванова,  Н.  Царица  экономика  /  Н.  Селиванова  //  Пралеска.  –

1997. – № 7.

4.  Табих,  Е.Н.  Дошкольникам  об  экономике:  пособие  для  педагогов

учреждений,  обеспечивающих  получение  дошкольного  образования  /

Е.Н. Табих. – Минск: Выш. Шк., 2007. – 48 с.

5. Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6– летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №1. – С. 12–19.

6. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2019. – 479 с.

7. .Шатова, А. Дошкольник и экономика./ А.Шатова // Обруч. – 1999. – №1.