Рекомендации учителя-дефектолога Микша С.И.

СОГЛАСОВАНО:                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ПК                                                   Заведующий государственного учреждения

                                                                                 образования  «Детский сад № 8 г. Лиды»

_______________К. С. Чагарова                           ___________________    Ю. И. Кремнева

01 сентября  2022 г.                                                01 сентября 2022 г.

 

 

 

 

График работы

учителя-дефектолога

специальной группы (от 5 до 6 лет)

с русским языком обучения

Микша С. И.

на 2022/2023 уч. год

 

 

Понедельник:          07.40 – 08.35

                                    09.00 – 11.45

                                 

Вторник:                  07.40 – 08.35

                                   09.00 – 11.45

                                 

 Среда:                      07.40 – 08.35

                                   09.00 – 11.45

               

Четверг:                  07.40 – 08.35

                                  09.00 – 11.45               

 

  Пятница:                07.40 – 12.00

 

 

                                   

Консультирование

        родителей:                                    16.30 – 17.30 (вторник)

 

«Способы внедрения произведений белорусского фольклора в деятельность с воспитанниками с ТНР»

            (консультация для воспитателей специальных групп)

Учитель-дефектолог:

Микша С.

Белорусский фольклор – один из самых богатых в мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все богатство фольклора белорусского народного творчества  помогает познакомиться с родным языком и усвоить его, узнать нравы и обычаи своего народа, черты характера, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Специфические условия двуязычия требуют особого внимания к овладению детьми дошкольного возраста родным языком. Ситуация, когда воспитанники одновременно слышат и русскую и белорусскую речь, содействует одинаковому уровню их восприятия, понимания. Учитывая эти особенности, необходимо, чтобы дети слышали, понимали, знали родной белорусский язык, чтобы овладение правильным белорусским  произношением осуществлялось в процессе организованного обучения. Поэтому,  внедрение белорусского фольклора в работу с воспитанниками с ТНР  формирует речемыслительную деятельность детей, обогащает и уточняет словарный запас, улучшает понимания речи окружающих.

         Трудно найти более ценный материал для приобщения дошкольников с ТНР к белорусской национальной культуре, чем детский фольклор и народные игры. Произведения устного народного творчества входят в жизнь детей с раннего возраста. На примере знакомых образов  (кот, гусі, каза), через простые сюжеты фольклор воспитывает веру в добро, справедливость раскрывает морально-этические взгляды белорусов, дает возможность привить любовь и уважение к родному слову.  

Произведения народного творчества – детский фольклор, можно включать в различные виды деятельности воспитанников с речевыми нарушения. Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и на духовное обогащение. Для этого можно использовать хороводные игры: «Ах ты, коцiнька-каток», «Мышка-мышка, дзе была?», «Iшла каза», для детей постарше «Мы пасадзім грушку”, “Усім, Надзейка, раскажы”, «Мы вясну гукаем», «Лянок». Также перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать или ведущего, или игрока, с которого начнется игра.

Ехала машына на бабаруйскай шыне. Тая шына не стрывала, гуму ў дзіркі разадрала. Дзе дамкрат і дзе ключы Ставіць кола будзеш ты!

В  познавательную деятельность воспитанников с ТНР (особенно для младшего дошкольного возраста) можно включать  игровые элементы, в которых используют потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности: «Ладкi-ладком», «Баю-баiнькi, баю», «Кую-кую ножку», «Бычок», «Вожык», «Сарока-варона», «Божая кароука», «Iшла каза», «А ты, каток шэры», «Кукарэку, певунок».

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Благодаря этим веселым стишкам и песенкам ребенок быстрее и легче овладеет своим родным языком, а формирование культурно-гигиенических навыков превратится не только в выполнение указаний взрослого, а ещё и вызовет интерес и радость, желание повторить еще и ещё.

Кую, кую ножку, Паеду ў дарожку, Дарожка крывая, Кабылка сляпая. Еду, еду, еду, Ніяк не даеду. Прыпрагу сароку, Паеду далёка, У новай кашулі, Да свайго дзядулі. Дзед дасць піражочак І сыра кусочак. * * * * Ку-ка-рэ-ку, певунок Дзе пашыў ты кажушок? Дзе пашыў ты, раскажы, Нашым дзеткам пакажы. - Сам пашыў я, сам надзеў, І ў люстэрка паглядзеў. Буду песенькі спяваць, Разам з вамі танцаваць. * * * * Лес, палянка, Горка, ямка, А там халодная вадзіца (взрослый гладит малыша по лобику, водит пальцем по носику и щекочет по ладошке, произнося эту потешку).

Белорусский фольклор таит в себе большие потенциальные возможности морально-патриотического воспитания дошкольников. Используя народные произведения в деятельности с воспитанниками с ТНР ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме, происходит знакомство дошкольников с обычаями и бытом белорусского народа, бережным отношением к природе, с культурным наследием предков. Таким образом, произведения белорусского фольклора играют огромную роль в духовном развитии ребёнка дошкольного возраста, в его нравственно-патриотическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле, Родине и своему народу.

 

Произведения белорусского фольклора

для воспитанников  с ТНР:

 

Белорусские народные песенки и потешки:  "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка", “Сонейка-сонца, выгляні ў аконца”, “Сіўка-варонка”, “Ходзіць коцік па палях”,”Ты, каза, каза, лубяныя вочы”.

Белорусские народные сказки: "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца", "Пшанiчны каласок", "Пiлiпка-сынок", "Сынок-з-кулачок", "Каток - Залаты лабок", "Як курачка пеўнiка ратавала",  "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Не сiлай, а розумам", "Лiсiца-хiтрыца", "Як кот звяроў напалохаў", "Селянiн, мядзведзь i лiсiца", "Верабей i мыш", "Кот Максiм", "Гарошак".

 

 

 

Белорусские народные игры.

Вожык і  мышы

  Усе дзеці разам з гульцамі-мышамі становяцца ў круг. Вожык—у цэнтры круга. Па сігнале ўсе ідуць направа, вожык — налева. Гульцы вымаўляюць словы:

Бяжыць вожык — тупу-туп,

Увесь калючы, гостры зуб!

Вожык-вожык, ты куды?

Ад якой бяжыш бяды?

 Пасля гэтых слоў усе спыняюцца. Па сігнале да вожыку падыходзіць адзін гулец і кажа:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі  луп-луп!

Чуе вожык — усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Вожык імітуе руху: асцярожна ходзіць, прыслухоўваецца. Мышы ў гэты час бегаюць па-за кругам. Вядучы кажа:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышкі бегаюць па крузе, подбегам і за круг. Вожык іх ловіць (дакранаецца).

Гульцы хутка прысядаюць і апускаюць рукі. Мышка злоўленая: яна ў пастцы. Такім чынам, гульня паўтараецца некалькі разоў.

Правілы гульні. Усе дзейнічаюць дакладна ў адпаведнасці з тэкстам. Вожык пятнает мышэй, злегку крануўшы іх рукой. Запятнанная мышка адразу выходзіць з гульні.

  Запляціся, пляцень!

Выхаванцы, якія граюць, дзеляцца на дзве роўныя па сілах каманды — зайцы і тын. Малююць дзве паралельныя лініі — калідор шырыней 10— 15 см. Гульцы-тын, узяўшыся за рукі, становяцца ў цэнтры калідора, а зайцы — на адным з канцоў пляцоўкі. Дзеці-плот чытаюць:

 Заяц, заяц не хадзі,

Ў  гародзе не блудзі!

Пляцень, заплятайся,

Зайцы лезуць, спасайся!

Пры апошнім слове зайцы бягуць да плетню і імкнуцца разарваць яго ці праскочыць пад рукамі гульцоў. Зайцы, якія праскочылі, збіраюцца на іншым канцы калідора, а тым, каго затрымалі, кажуць: «Ідзі назад, у лес, асінку пагрызі!» І яны выбываюць з гульні. Дзеці-плот паварочваюцца тварам да зайцам і чытаюць:

У лес заяц паскакаў,

Нас пляцень уратаваў.

Гульня паўтараецца, пакуль не переловят ўсіх зайцоў. Пасля гэтага мяняюцца ролямі.

Правілы гульні. Перамагае тая група, якая переловит ўсіх зайцоў пры меншай колькасці запеваў.

   Ліскі     

Гульцы па дамоўленасці або па лесаванні выбіраюць ліса — вядучага і, зрабiушы  круг дыяметрам 10-20 м, кладуць каля сябе лісак. Ліс падыходзіць да аднаго з якія граюць і кажа:

 — Дзе быў?

— У лесе.

— Каго злавіў?

— Ліску.

— Аддай ліску маю.

— За так не аддаю.

— А за што — скажы сам.

— Як абгоніш, дык аддам.

Пасля гэтага яны бягуць у супрацьлеглыя бакі па крузе. Гаспадаром ліскі становіцца той, хто зойме свабоднае месца ў крузе, лісам — гулец, які застаўся.

Жмуркі

Усе ідуць, прыскокваючы і напяваючы якую-небудзь песеньку, і вядуць гульца-ката з завязанымі вачыма. Як прывядуць да дзвярэй, ставяць яго на парог і загадваюць узяцца за ручку, а потым усе разам (хорам) нараспеў распачынаюць такую гаворку з катом:

 — Кот, кот! На чым стаіш?

— На дубе!

— За што трымаешся?

— За сук!

— Што на суку?

— Вуллі!

— Што ў вуллях?

— Мед!

— Каму  ды каму?

— Мне ды сыну майму!

— А нам што?

— Гліны на лапаце!

Тут усе пачынаюць тармасіць ката і спяваюць песеньку:

Кот, кот Апанас,

Ты лаві  тры годы нас!

Ты лаві  тры годы нас,

Не развязваючы глаз!

Як толькі праспяваюць апошнія словы, разбягаюцца ў розныя бакі. А кот Апанас прымаецца лавіць якія граюць. Усе круцяцца вакол ката, дражняць яго: то дакрануцца да яго пальцам, то пацягнуць за вопратку.

Правілы гульні. Лавіць і разбягацца можна толькі пасля слоў: «Не развязваючы вачэй!» Той, да каго дакрануліся, часова выходзіць з гульні.

Пярсцёнак

Гульцы па крузе, трымаюць рукі наперадзе лодачкай.Выбіраецца адзін вядучы. У руках у вядучага ляжыць невялікі бліскучы прадмет (гэта можа быць колца, фанцік з фальгі). Вядучы ідзе па крузе і кожнаму як быццам кладзе колца ў рукі. Пры гэтым ен кажа:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Аднаму з дзяцей ен незаўважна кладзе колца, а потым выходзіць з кола і кажа: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Той, у якога ў ладошках апынецца колца, выбягае, а дзеці павінны пастарацца затрымаць яго, не выпусціць з круга.

Правілы гульні. Пасля слоў: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— усе гульцы павінны паспець хутка ўзяцца за рукі, каб не выпусціць гульца з колцам у руцэ з круга.

   У Мазаля

Удзельнікі гульні выбіраюць Мазаля. Усе астатнія адыходзяць ад Мазаля і дамаўляюцца, што будуць яму паказваць, пасля чаго ідуць да Мазалю і кажуць:

 — Здравствуй, дедушка Мазаль —

З дліннай белай барадой,

 З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!

 — Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?

Дзе вы былі? Што рабілі?

 — Дзе мы былі, вам не скажам,

 Што рабілі — пакажам!

Усе робяць тыя руху, аб якіх дамовіліся загадзя. Калі дзед Мазоль адгадае, якія граюць разбягаюцца, а дзед ловіць іх.

Правілы гульні. Дзед Мазаль выбірае сабе на замену самага хуткага і спрытнага гульца.

  Рэдзькі

Пан стаіць дзе-небудзь удалечыні, а гаспадар застаецца з редьками. Рэдзькі садзяцца на траву адна за іншы, абхапіўшы абедзвюма рукамі таго, хто сядзіць наперадзе. Яны спяваюць:

 Мы на градачцы сядзім,

Ды на сонейка глядзім!

Мы ядзім, сядзім, сядзім!

Мы глядзім, глядім, глядзім!

А гаспадар перад градкамі пахаджвае. Раптам здалек чуецца:

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Гэта пан на кані (на палачцы) верхам едзе. Ен пад'язджае да градцы, аб'язджае яе два-тры разы, потым спыняецца і пытаецца: «Ці дома хазяін?» Гаспадар адказвае: «Дома! А хто там?» Пан кажа: «Сам пан!» Гаспадар пытаецца: «Што табе трэба?» Пан кажа:

Мая пані на печы ляжала.

Звалілася з печы,

Пабіла плечы.

Вохае, уздыхае —

Рэдзькі жадае.

Дай мне рэдзькі!

Хозяин отвечает:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З курыную галоўку.

Прыязджай заўтра!

Пан паехаў дадому. Праз некаторы час ен зноў прыязджае да гародзе і пытаецца тое ж самае. Гаспадар глянуў на градку і кажа:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З гусіную  галоўку.

Прыязджай заўтра, тады дам!

Пан паскакаў назад. Праз некаторы час зноў прыязджае і кажа тое ж самае. Гаспадар адказвае: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!» Пан пытаецца: «А можна вырваць рэдзьку?» Гаспадар кажа: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!» Пан падыходзіць да рэдзьцы і тузае тую, якая сядзіць апошняй. А рэдзька моцна сядзіць ды пасмейваецца над ім:

Ножкі ў пана таненькія,

Ручкі ў пана слабенькія!

Пан паскакаў назад. Праз некаторы час зноў прыязджае і кажа тое ж самае. Гаспадар адказвае: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!» Пан усе тузае, а выдраць няма сілы. А рэдзькі з гаспадаром над ім пасмейваюцца, прамаўляючы тыя ж словы.

Нарэшце, пан натужыўся, злаўчыўся, вырваў рэдзьку і адвеў туды, дзе стаіць яго конь. Потым падыходзіць да гаспадара і зноў пытаецца: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» — дазваляе гаспадар. Пан сам выдраць не можа і кліча першую рэдзьку. Пачынаюць яны разам цягнуць. Выцягнулі яшчэ адну! Потым яны сталі выцягваць усе рэдзькі па чарзе. І кожная рэдзька, якую ен з градкі выдернет, становіцца за папярэднімі редьками гуськом. Так працягваецца да таго часу, пакуль на градцы нічога не застанецца. Пан сядае на каня і едзе разам з редьками.

Правілы гульні. Выдзіраць рэдзьку можна толькі з дазволу гаспадара.

Грушка

Гульцы бяруцца за рукі, утвараючы круг, у сярэдзіне якога становіцца хлопчык або дзяўчынка. Гэта і будзе грушка. Усе ходзяць вакол грушкі па крузе:

 Мы пасадзім грушку —

Вось так, вось так!

Няхай наша грушка

Расце, расце

Вырастай ты, грушка,

Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,

Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,

Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку

Усе шчыпаць будзем.

Ад нашай Марылькі

Уцякаць будзем!

Грушка ў сярэдзіне круга павінна рабіць усе тое, аб чым спяваецца ў песні: танцаваць, кружыцца. На словы «Вось такой вышыні» дзеці паднімаюць рукі ўверх, а на словы «Вось такой шырыні» разводзяць іх у бакі. Калі спяваюць: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», усе набліжаюцца да грушке, каб дакрануцца да яе, і хутка ўцякаюць, а грушка ловіць каго-небудзь.

Правілы гульні. Усе гульнявыя дзеянні павінны быць дакладна ўзгодненыя са словамі.

Лясь, лясь, уцякай!

Якія граюць ходзяць па пляцоўцы — збіраюць на лузе кветкі, плятуць вянкі, ловяць матылькоў і г. д. Некалькі дзяцей выконваюць ролю конікаў, якія ў баку скубуць траўку. На словы вядучага:

 — Лясь, лясь, уцякай!

Цябе коні стопчуць.

— А я коней не баюсь,

Па дарозе пракачусь!

Некалькі гульцоў пачынаюць скакаць на палачках, пераймаючы конікам і імкнучыся злавіць дзяцей, якія гулялі на лузе.

Правілы гульні. Ўцякаць можна толькі пасля слова прокачусь. Той дзіця, якога дагоніць конік, на час выбывае з гульні.

Мароз

З дапамогай лічылкі выбіраецца Дзед Мароз.

Ты зялёны, ты чырвоны,

ты ў футры, ў кажусе,

У цябе сіні нос,

гэта ты, Дзед Мароз!

Усе дзеці разбягаюцца, а Дзед Мароз стараецца дакрануцца да любога гульца і замарозіць яго. Замарожаны стаіць нерухома ў любой позе. 

Правілы гульні. Разбягацца можна толькі пасля заканчэння лічылкі. У момант замаразкі можна прыняць любую позу. Выйграе той, хто ні разу не трапіўся Дзеду Марозу.

Лянок

На зямлі малююць гурткі - гнёзды, якіх на два-тры менш, чым гульцоў.Усе становяцца ў круг, бяруцца за рукі. Вядучы у коле робіць розныя руху, усё паўтараюць іх. 

Па камандзе "саджаць лён» гульцы займаюць гнязда, а хто не зойме гняздо, лічыцца «пасаджаным»: яго садзяць у гняздо да канца гульні.

 Правілы гульні. Перамагае той, хто зойме апошняе свабоднае гняздо.

Іванка

На зямлі малююць круг дыяметрам 5-10 м.Гэта лес, а ў сярэдзіне квадрацік - дом лесавіка. У квадрат змяшчаюць Іванку і выбіраюць лесавіка. Астатнія - лебедзі. Лебедзі, залятаючы ў лес, спрабуюць забраць Іванку, а лесавік - злавіць лебедзяў рукой або дакрануцца да іх дубчыкам. Лебедзь, якому атрымоўваецца вывесці з лесу Іванку, сам становіцца лесавік, і гульня пачынаецца спачатку. Правілы гульні. Забягаць у дом лесавіка нельга. Злоўленыя лебедзі выбываюць з гульні да змены роляў. Лесавік не мае права выходзіць з лесу і ўвесь час стаяць каля дома, ён павінен рухацца па пляцоўцы.

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов «Речевые игры и упражнения по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста»

 

Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь в любовь к родной стране, к ее истории. Прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

     Патриотическое воспитание ребенка-это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически» -это естественный процесс, а патриотическое воспитание-это приобретенный фактор, который закладывается в первую очередь в семье, затем педагогами и общественностью. Таким образом, современная образовательная реальность требует интегрированного подхода к тому, чтобы совместить развитие речи и  патриотическое воспитание.

В развитии речи в условиях патриотического воспитания огромное значение имеет пример взрослых- педагогов, родителей, их «слово», которое подает пример монологической речиРазвитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребенком, не только можно спросить с кем он живет, как зовут маму, папу, где работают, но и уточнить степень родства его с другими членами семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т. д. Такие беседы нужно проводить два раза в месяц, но память об адресе не у всех откладывается, поэтому здесь чаще надо беседовать с родителями, просить их, чтобы они заучивали вместе с детьми свой адрес.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно проводить народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей в общении, имеющихся у детей. Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее незнакомые слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок -это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится им многое рассказывать. По ходу рассказа обязательно следует использовать наглядный материал. Это могут быть: презентации, фотографии, репродукции, иллюстрации, картины, лэпбуки, слайды. Составляя рассказ, обязательно следует включать в него вопросы к детям. Это необходимо для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то хронологических исторических датах, не следует их заучивать, так как в дошкольном возрасте не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения«Это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение. Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаются иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с педагогом.

Особое место в патриотическом и речевом развитии ребенка занимает использование пословиц и поговорок, загадок и сказок, былины, частушки, потешки, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой «деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие дидактические игры как: «Закончи пословицу»«Повтори за мной»«Добавь словечко» и др.

Для речевого развития обязательно следует приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В своей работе можно использовать  литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираю произведения на определенные темы. Например; литература о природе-изучается с целью ознакомления детей с природой. Читая произведения белорусских авторов, происходит формирование любви к природе через восхищение от увиденного и узнанного из натуральной природы и ее обитателей. Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Рассказы о родном городе (столице нашей родины Минске)- отдельный вид специальной детской литературы. Огромное значение имеет и приобщение детей к региональному компоненту по изучению своего родного края. Здесь можно использовать хрестоматию, которая глубоко и точно отражает  колорит и местные традиции.

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители недоумевают для чего все это нужно, тем более с маленькими детьми. Но побеседовав и объяснив, соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты.

Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда группы. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Уголок патриотического развития познакомит детей с флагом, гербом, гимном родной страны. Здесь дети могут рассмотреть предметы народного промысла, познакомиться с разными видами росписи. Уголок чтения художественной литературы, эстетично и красиво оформленный, познакомит детей с белорусскими народными сказками, а также сказками других народов. Для обеспечения более высокого уровня познавательного развития и речевой активности следует использовать демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как:

«Слова-друзья» или «Скажи по-другому» (страна-государство; Родина-Отчизна-Отечество; воин - боец, солдат, защитник);  «Слова-наоборот» (Родина-чужбина; враг-друг; правда-ложь и др);  «Образуй новое слово» (город, городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина-родной, род, родственник, родители; образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом - привокзальная площадь; семья, в которой много детей-многодетная семья; сложных слов - гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный);  «Назови достопримечательности города»«Назови любимые сказки, песни»«Чем похожи и непохожи» (улица-переулок, улица-площадь, магазин-ларек-лоток, город-село, дорога-тротуар); «Какой? Какая? Какое? Какие?»«Найди ошибку»«Закончи предложение»«Отгадай по описанию»«Подбери признак»«Кому что нужно для работы»«Предложение рассыпалось». Хорошо активизирует мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, например; Как сделать город красивым? Почему улица имеет такое название?

Таким образом, чтобы процесс развития речи дошкольников протекал в интеграции с патриотическим воспитаниемпедагогам предлагаются следующие формы и методы организации деятельности детей:

-Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и др).

-рассказы, объяснения педагога в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.

-беседы с детьми о стране, родном городе.

-использование детских художественных произведений, репродукций картин.

-разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, театрализация и прослушивание музыкальных произведений.

-знакомство детей с народной декоративной росписью и промыслами.

-привлечение детей к посильному общественному труду в ближайшем для детей окружении.

-поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

-личный пример педагога, любящего свою работу, свою улицу, город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, создание мини-музеев в группе, посещение музеев, выставок, библиотек, памятников. Дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, КВНы, круглые столы, спортивные мероприятия.

Грамотно построенный образовательный процесс, оформление развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактических, речевых игр, игры в театрализованном уголке, обыгрывания сказок, прогулки и наблюдения за красотой родной природы, посещение мини-музеев, организованная ежедневная и тематическая работа с родителями – все направлено на развитие речи детей и их патриотического воспитания.

Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их патриотическому воспитанию